
Всё, что нужно знать про корпусные вентиляторы и их расстановку
В этом материале расскажем про корпусные вентиляторы, какие они бывают, зачем нужны, им...
По ходу выставки авторы DigitalRazor освещали примечательные образцы в нашем Telegram-канале. О технической экзотике будет отдельный материал, ну а пока предлагаем ознакомиться с итогами презентаций королей компьютерного мира — Intel, AMD и NVIDIA. Именно в этом порядке их и рассмотрим.
Сразу скажем прямо: презентация Intel получилась самая неинтересная. Дело в том, что в отличие от Дженсена Хуанга из NVIDIA и Лизы Су из AMD, какого-то культа личности вокруг генерального директора «синих» нет и никогда не было. Во-вторых, у Intel сейчас в принципе нет CEO. В-третьих, набор представленной продукции не вызывает вау-эффекта. Но что имеем — с тем и работаем.
Семейство процессоров Core Ultra 200 пополнилось несколькими десятками новых моделей. Речь идёт про чипы с 35- и 65-ваттным лимитом мощности. Технически это младшие братья Core Ultra 5 245K, Ultra 7 265K и Ultra 9 285K с меньшими частотами работы, аппетитами и ценой.
В плане ценовой политики без сюрпризов, хотя на фоне скромных успехов старших моделей Intel могла бы немного «подвинуться». Откровенно говоря, на фоне актуальных Ryzen стоимость новых чипов несправедливая. Рекомендованная цена за лоток из 1000 штук такая же, как у аналогов Core 14th Gen.
«Коробочные» версии новых чипов получат слегка обновлённые кулеры Laminar RM2 и RH2. Первый можно будет встретить в комплекте Core Ultra 5 и Ultra 7, а RH2 — только с Ultra 9. Внешний вид стал чуть проще, а конструкция обоих кулеров практически не изменилась. Несколько миллиметров и граммов туда-сюда в расчёт не берём. У младшей версии появилось медное основание, а у старшей — RGB-подсветка.
На слайде Intel заявляет чуть-чуть лучшие акустические характеристики у новых версий, но на страницах официального сайта — ситуация обратная. В любом случае разница настолько мизерная, что на это можно закрыть глаза.
Теперь у тех, кто заглядывается на новую платформу Intel, есть возможность сэкономить на материнской плате. Вместе с младшими процессорами был представлен набор системной логики B860. Платы на его основе появятся в продаже уже в этом месяце.
Относительно старшего Z890 возможности B860 почти такие же. Количество встроенных линий PCI-E, скорость связи с процессором (шина DMI) и набор интерфейсов — аналогичные. Интерфейс PCI-E может работать в скоростном режиме 5.0 для накопителя и видеокарты одновременно. Порт Thunderbolt 4 также опционален на усмотрение производителя платы. Оперативную память можно разгонять.
Единственное отличие между чипсетами — B860 по-прежнему не позволяет разгонять процессор. Платформа AMD этим выгодно выделяется.
Также Intel представила мобильные процессоры Core Ultra 200HX и Core Ultra 200H. Но поскольку ноутбуки — не наш путь, их оставим лишь в виде краткого упоминания. Характеристики на изображениях.
Практически сразу после выступления Intel началась презентация AMD. «Красная» команда отработала качественнее, но хуже ожидаемого. Все понимали, что AMD, как и NVIDIA, представит видеокарты нового поколения. Но Radeon RX 9000 и одна сопутствующая технология были анонсированы лишь формально. Зато чипмейкер представил очередной «самый лучший игровой процессор».
Пока AMD не готова выводить на рынок новые видеокарты, поэтому ограничилась анонсом с минимумом конкретики. Архитектура RDNA 4 обеспечит лучшую производительность с ИИ и трассировкой лучей при классических методах рендеринга за счёт неких оптимизаций. Также будет новый движок кодирования/декодирования медиа. Для производства будет задействован 4-нанометровый техпроцесс TSMC.
Анонсированы две видеокарты — Radeon RX 9070 и RX 9070 XT. Никаких выкладок с производительностью AMD не предоставила. Однако после конференции глава игрового подразделения AMD Фрэнк Азор рассказал, что «видеокарты RDNA 4-го поколения обладают весьма агрессивной ценой для своего уровня производительности, что будет положительно встречено рынком». По слухам, старшая модель будет стоить 550–600 долларов.
В павильоне AMD посетители могли ознакомиться с прототипами видеокарт. Одна была протестирована во встроенном бенчмарке Call of Duty: Black Ops 6. Результаты очень хорошие. При разрешении 4К в честном режиме без FSR и трассировки она обеспечила в среднем 99 FPS. Это уровень GeForce RTX 4080 Super. Китайские инсайдеры говорят, что XT-версия будет где-то на 5–10% быстрее актуального предфлагмана NVIDIA.
Также отметим, что AMD переняла схему маркировки NVIDIA. Теперь третья цифра указывает на ближайший аналог со стороны NVIDIA. К примеру, для Radeon RX 9070 (XT) будут конкурировать с GeForce RTX 5070 (Ti).
Выпустить карты компания обещает до конца первого квартала 2025 года — то есть до апреля. По некоторым слухам, возможно, 22 января про новинки расскажут детальнее.
Вместе с видеокартами AMD анонсировала технологию FSR 4. В отличие от предыдущих FSR, новая версия основана на ИИ, а не математических алгоритмах масштабирования. Как пояснили представили компании, изначально по более простому пути решили пойти, чтобы быстрее вывести на рынок аналог NVIDIA DLSS. Потом стали популярны портативные игровые консоли, где вопрос энергоэффективности стоит особенно остро. Со временем стало ясно, что FSR улучшать уже некуда, а метод NVIDIA лучше. Нужен был кардинально другой подход. Команда начала разработку практически с чистого лица полтора года назад.
Посетители павильона AMD могли посмотреть на работу FSR 4 вживую в игре Ratchet & Clank: Rift Apart. Отмечают улучшения качества картинки. Больше всего они заметны на быстродвижущихся объектах, прозрачных и полупрозрачных элементах. Там, где FSR 3 прихрамывала, FSR 4 показывает себя хорошо. Счётчика кадров не было, в этой демонстрации акцент был сделан на качество картинки. Нагляднее в видео.
FSR 4 легко интегрируется в игры, где уже есть FSR 3.1. Обратим внимание, конкретно FSR 3.1, а не 3.0. Сейчас таких проектов меньше десятка. В основном это игры издателя Sony, а также Call of Duty, поэтому в них поддержка новой версии появится в первую очередь.
Пока непонятно, это «фишка» нового поколения карт, или же актуальные модели тоже будут её поддерживать. Судя по тому, что технология основывается на нейронных сетях и улучшенных блоках для обработки ИИ в новых картах, более вероятен первый вариант.
AMD представила несколько новых процессоров для платформы AM5. Начнём с «жирненького» — Ryzen 9 9900X3D и Ryzen 9 9950X3D с дополнительной кэш-памятью. Их компания громко называет «лучшими игровыми процессорами для геймеров и создателей контента».
В плане строения и основных характеристик новинки не отличаются от прямых предшественников (100–200 МГц частоты не в счёт). Единственное исключение — у старшей модели лимит мощности вырос со 120 до 170 ватт. Основное улучшение обеспечивают кэш L3 второго поколения и оптимизации на уровне архитектуры. Из нововведений — возможность разгона.
По заявлениям компании, Ryzen 9 9950X3D в играх в среднем на 8% быстрее Ryzen 9 7950X3D, а превосходство над Intel Core Ultra 9 285K составляет 20%. Точно такие же цифры были заявлены для 8-ядерного Ryzen 7 9800X3D. Но ключевое — не меньшая чем у не-X3D моделей производительность в рабочих приложениях. Здесь X3D ранее хромали.
Рекомендованные цены не были объявлены, продажи стартуют в течение первого квартала 2025 года.
В качестве ответа на неразгоняемые Core Ultra 200 AMD представила 6-ядерник Ryzen 5 9600 — самый младший процессор 9000-й серии и первый без литеры X. Фактически перед нами слегка замедленная версия 9600X. Единственное отличие — сниженная на 200 МГц частота. Ценник будет справедливый, ожидаем 220 долларов против 250 у X-версии.
За последние несколько лет портативные игровые консоли набрали немалую популярность. Многие компании уже успели выпустить второе поколение своих устройств. Ну а сейчас смотрим, что будет в следующем. AMD представила линейку чипов Ryzen Z2, специально разработанных для «портативок».
Есть три варианта: Z2 Extreme, Z2 и Z2 Go. Действительно новый среди них только Extreme, для которого заявлено улучшение времени автономной работы. Два других — ребрендинг мобильных чипов 2022–2023 года выпуска.
Презентация NVIDIA была последней хронологически, но первой по уровню ожиданий. Глава компании Дженсен Хуанг вышел на сцену в привычной кожаной куртке, представил видеокарты GeForce RTX 5000 на архитектуре Blackwell и парочку обновлённых технологий.
Занятно, что из-за бума ИИ Дженсен получил медийную силу. После презентации в одном из интервью у него спросили: какими он видит перспективы квантовых компьютеров, как следующий шаг в развитии вычислений? Дженсен ответил, что до этого ещё нужно дожить. Эра практического применения квантовых компьютеров наступит примерно через 20 лет. Сразу после этого акции ведущих компаний в сфере квантовых вычислений, таких как Rigetti Computing, D-Wave Quantum, Quantum Computing и IonQ обвалились в два-три раза.
В своём выступлении Дженсен очень много говорил про возможности ИИ, особенно с видеокартами и ускорителями на новой архитектуре Blackwell. Но для геймеров, безусловно, гвоздём программы стали игровые GeForce RTX 5000.
В первую волну вошли четыре модели: GeForce RTX 5090, RTX 5080, RTX 5070 Ti и RTX 5070. Их цены и характеристики — на изображении. Отметим значительный рост энергопотребления, особенно у флагмана — до 575 ватт. В продажу две старшие карты поступят 30 февраля, а пара младших — в феврале.
Сами видеокарты сделаны с выдумкой. Референсный дизайн получил очень компактную основную плату и несколько дочерних. Теперь плата располагается в центре, а радиатор продувается насквозь. Это практически исключает вероятность появления со временем изгиба и трещин, поскольку теперь основным несущим элементом является радиатор и рама, а не основная плата.
О производительности новых карт NVIDIA рассказала настолько абстрактно, что многие тематические ресурсы выпустили новости с заголовком «пластмассовый мир победил». Дело в том, что вместе с видеокартами была представлена технология DLSS 4, которая умеет генерировать втрое больше кадров. Про это поговорим чуть позже. Все замеры приведены не в «чистом» режиме, а с «читами» в виде новой DLSS. Поэтому превосходство до 2,5 раз не выглядит удивительным. Но такое сравнение попросту нечестное. Реальный уровень быстродействия RTX 5000 ещё предстоит выяснить.
Как уже писали выше, ноутбуки — не совсем наша тема, но для полноты картины расскажем и про мобильные новинки NVIDIA. В серию мобильных GeForce RTX 5000 Laptop также вошли четыре модели.
В рамках 4000-й серии работало правило: мобильная RTX 4090 технически близка к полноценной RTX 4080. Смещение на одну ступеньку характерно и для новых видеокарт. Любопытно, что RTX 5090 Laptop получила 24 ГБ памяти, то есть 3-гигабайтные чипы. Следовательно, потенциально возможно появление десктопной RTX 5080 с большим количеством памяти.
Проблема «жуликоватой видеокарты» остаётся. Лимит мощности производитель ноутбука может регулировать на своё усмотрение в широких пределах. И далеко не факт, что зажатая до 60 ватт RTX 5070 Ti будет быстрее 100-ваттной RTX 5070.
Технология DLSS 4 — второй крупный анонс NVIDIA. Новая версия преобразователя пироженки в тортик получила несколько важных изменений.
Во-первых, принципиально новый алгоритм Transformer, для которого компания тренировала нейросеть на суперкомпьютере почти два года. Он требует больше вычислительной мощности, но обеспечивает лучшее качество изображения, особенно краёв объектов и движущихся предметов. Также значительно уменьшаются задержки. Наглядная демонстрация в видео (1, 2).
Во-вторых, теперь генератор кадров может создавать на один реальный кадр не один «виртуальный», а целых три. Multi-Frame Generation способен как бы предугадывать действия игрока и на лету корректировать финальное изображение. Для этого учитываются движения мыши, несколько предыдущих кадров и ряд других параметров.
Хотя DLSS 4 работает в корне иначе, NVIDIA позаботилась о простоте интеграции. Игры, где реализована DLSS 3, поддерживают и новую версию. В день выхода она сразу появится в 75 играх. Вероятно, это произойдёт 30 января — со стартом продаж видеокарт нового поколения. DLSS 4 будет поддерживаться картами 4000-й серии, но только частично. Без продвинутой генерации кадров и части алгоритмов самой DLSS.
Reflex 2 — обновлённая версия технологии Reflex. Она уменьшает общие задержки компьютера в играх за счёт оптимизации работы графического конвейера. Вторая итерация может снизить задержки ещё вдвое благодаря алгоритму Frame Warp.
Принцип работы отдалённо напоминает мультигенерацию кадров в DLSS 4: нейросеть предсказывает действия игрока. Пока кадр ещё только готовится, система уже собирает следующий, основываясь на движении мыши и предыдущих кадрах. Последняя позиция мыши учитывается для быстрого смещения объектов перед выводом на экран. Пока непонятно, не приведёт ли подобное «вангование» к появлению ореолов, следов, размытых краёв и искажений. Живой демонстрации на стендах не было, лишь описание принципа работы.
Вроде как Reflex 2 смогут воспользоваться не только владельцы видеокарт нового поколения, но обладатели «устаревших» моделей.
Хотя Intel и AMD немного схалтурили, NVIDIA отработала за всех. Новая «зелёная» продукция выглядит очень интересно. Да, пока только «на бумаге». Но впечатляющие технические характеристики GeForce RTX 5000 не заставляют сомневаться, что новинки будут на голову лучше моделей 4000-й серии.
Появление RTX 5000 можно назвать новой вехой. Более десяти лет игроки ждали возможность пресловутого 4К-гейминга при заветных 60 FPS в актуальных проектах. Это даже стало маркетинговым слоганом. Видеокарты становились мощнее, но аппетиты современных игр росли не меньше. С появлением видеокарт 4000-й серии и доведённой до ума DLSS 3 режим 4К@60 FPS стал реальностью. RTX 5000 и DLSS 4 — шаг далеко за 60 FPS. Наконец стало понятно, зачем нужны высокочастотные 4К-дисплеи. Но, конечно, реальность может быть не такой яркой, как хотелось бы. В своё время генерация кадров оказалась очень спорной «фишкой». Так что далеко не факт, что тройная генерация будет манной небесной.
Весьма недурно выглядят и карты AMD нового поколения. Если старшая модель действительно предложит производительность уровня RTX 4080 Super за 550–600 долларов — это будет киллер-предложение в среднеценовом сегменте. При таком подходе бюджетные карты за 300 долларов могут быть не хуже RTX 4070. Впрочем, могут и не быть.
Процессоры Ryzen 9 9900X3D и Ryzen 9 9950X3D с дополнительной кэш-памятью интересны тем, что теперь у AMD есть ярко выраженный флагман. Раньше X3D-чипы хорошо показывали себя в играх, но плохо в рабочих приложениях — такие уж особенности архитектуры. Новинки лишены этого недостатка, и именно в этом их ключевая особенность.
На некоторые новинки AMD, Intel и NVIDIA мы уже открыли предзаказы. Напомним, что нашим клиентам также доступна опция Trade-In как при покупке целого ПК, так и при точечном апгрейде.
В этом материале расскажем про корпусные вентиляторы, какие они бывают, зачем нужны, им...
Разберемся, какие матрицы существуют у современных игровых мониторов. Какую выбрать, на...
Мы поможем разобраться
Выбор конфигурации, монитора или клавиатуры – наши менеджеры предложат лучшие решения. От вас нужны лишь контактные данные, а мы сделаем все остальное.
Напишите нам в telegram или заполните форму ниже для получения консультации.