Начните вводить название своего города или выберите из списка ниже.

Выберите вариант или продолжайте ввод

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

21 апреля исполняется 36 лет замечательной карманной консоли Nintendo Game Boy. По такому случаю стоит вспомнить, как появилось на свет это устройство, какие японские инженеры приложили к нему руку, и почему оно стало так популярно во всём мире. 

Если не любите читать лонги — предлагаем просто ознакомиться с интересными фактами про Game Boy в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, кстати. 

Когда речь заходит о развитии игровой индустрии, было бы настоящим кощунством не упомянуть Game Boy. Консоль Nintendo задала новый стандарт для всех будущих портативных устройств. Скромная на первый взгляд серая коробочка в конце 80-х не просто стала хитом продаж — она наглядно продемонстрировала геймерам, что игры можно брать с собой куда угодно.

История создания Game Boy — это, прежде всего, рассказ о людях. Четыре человека — Гумпэй Ёкой, Сатору Окада, Ёсиро Таки и Такэхиро Идзуси — сыграли ключевую роль в создании карманной приставки. Их идеи, инженерные находки и настойчивость по сути сформировали портативные развлечения, к которым мы все так привыкли сегодня.

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Консоль Game Boy не появилась из ниоткуда. Её корни уходят в эксперименты с ЖК-экранами 1970-х годов, а настоящая работа над проектом закипела лишь в 1984 году. Спустя годы испытаний и непростых решений устройство, наконец, увидело свет. 21 апреля 1989 года изменился не только бизнес Nintendo, но и восприятие видеоигр в целом.

Четыре отца Game Boy

Гумпэй Ёкой

Гумпэй Ёкой был одним из важнейших сотрудников Nintendo и очень значимой фигурой в истории видеоигр. Но популярность и уважение к нему пришли не сразу. Он начинал свою карьеру, когда компания ещё даже не задумывалась про разработку видеоигр. Однажды за небрежность на работе Гумпэю грозило дисциплинарное взыскание от начальства. Но вместо наказания ему поручили создать новую игрушку. Так спустя несколько недель он представил Ultra Hand — первую успешную разработку Nintendo, разошедшуюся тиражом более миллиона копий. 

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyИгрушка Ultra Hand Гумпэя Ёкоя

Руководство вознаградило перспективного молодого сотрудника за старания. Внутри Nintendo создали подразделение исследований и разработок, которое возглавил Ёкой. В его послужном списке оказались и другие проекты: Ultra Machine, Love Tester, Ten Billion и множество других игрушек. Когда компания заинтересовалась видеоиграми, Ёкой принимал активное участие в создании электронных устройств и продюсировал различные проекты. Благодаря ему на свет появились Metroid, Super Mario Land, Super Mario World 2: Yoshi’s Island и Kid Icarus. 

Ёкой был двигателем разработки Game Boy и множества ключевых технологий японской компании. Но после коммерческого провала Virtual Boy в 1996 году талантливый инженер был вынужден уйти из Nintendo спустя 31 год работы. Его вины в этой неудаче не было. Руководство сильно давило и торопило его, чтобы быстрее вывести приставку на рынок. Ёкой был против того, чтобы выпускать в продажу слишком сырой продукт. В итоге получилось то, что получилось. Год спустя после ухода из Nintendo Гумпэй Ёкой трагически погиб в автокатастрофе. 

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyГумпэй Ёкой

Сатору Окада

Бывший генеральный менеджер подразделения Nintendo Research & Engineering, который отвечал за разработку портативных консолей. Он известен как один из создателей оригинального Game Boy и его последующих версий. Также Окада был сопродюсером и директором ряда игр, включая Metroid (1985) для NES.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyNintendo Entertainment System, современная мини-версия

Гумпэй Ёкой, безусловно, был талантливым изобретателем и инженером, но его технические знания со временем устаревали. В отличие от Сатору Окады, который обладал глубокими познаниями в электронике. Интересно, что устроиться в Nintendo Окаде предложил его друг, который не смог справиться с непростыми тестовыми заданиями на собеседовании. Как позже вспоминал Окада: «Я только слышал, что они делают игральные карты — вот и всё, что я знал о Nintendo в то время».

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyСатору Окада

На техническое собеседование он опоздал, заблудившись на улицах Киото. Но всё же успел за 20 минут правильно ответить на теоретические вопросы и пройти практическую часть по пайке — ведь он увлекался этим с детства. С марта 1969 года Окада стал работать под началом Ёкоя в отделе разработки и быстро стал его правой рукой. Благодаря его инженерному вкладу на свет появились оптоэлектронный пистолет, а также схемы и программная часть первой портативной консоли компании — Game & Watch. Позднее его идеи нередко становились основой важных проектов, включая Game Boy. Также Окада руководил разработкой игры Super Mario Land и 8-битной консоли Famicom. А после ухода Ёкоя возглавил подразделение, которое отвечало за создание Game Boy Color с цветным экраном.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyGame & Watch

Ёсиро Таки

Ещё один человек, которого нельзя не упомянуть, говоря о Game Boy. Он активно участвовал в его создании и стал непосредственным свидетелем всех этапов разработки. В 1975 году Таки устроился на работу в Nintendo. Его приняли в тот же день, так как он поразил кадровиков рассказом о собственном изобретении — одноразовом зонте. Эта и другие его идеи заинтересовали Гумпэя Ёкоя, увлечённого различными гаджетами.

Первым заданием Таки стала работа над Mini Laser Clay — игровой системы с проектором, которые выводил на экран движущиеся мишени. Игроки стреляли в них из винтовки с встроенной оптической системой, которая определяла попадание (прототип будущего пистолета для 8-битных приставок). Позже он занимался электроникой и механикой симулятора Battle Shark. 

Таки был очень предан Ёкою: когда в 1996 году тот ушёл из Nintendo, Таки стал одним из немногих, кто последовал за ним. После трагической гибели Ёкоя именно ему доверили руководство маленькой компанией, которую основал Ёкои незадолго до смерти. И именно Таки завершил за него проект портативной консоли WonderSwan для компании BANDAI.

Такэхиро Идзуси

Один из ключевых, но менее известных участников истории Game Boy. Ещё в школе он увлёкся электроникой, что определило его дальнейший профессиональный путь. В 1975 году он устроился работать в Nintendo и сразу попал в команду Ёкоя. Благодаря таланту и техническим навыкам он был задействован практически во всех электронных разработках компании.

История создания Game Boy

Несколько игр в одной приставке

Разработка Game Boy началась в 1984 году. Частично корни проекта уходят в 1970-е, к первым экспериментам с устройствами на основе ЖК-экранов. И всё же полноценной отправной точкой считается 10 июня 1987 года — именно эту дату отметил Ёсиро Таки в своём дневнике. Он записывал каждую встречу, связанную с проектом:

«10 июня 1987 года наша команда встретилась с Ёкои. Он сказал нам, что президент Nintendo, Хироси Ямаути, хочет, чтобы мы разработали устройство с концепцией „одно устройство — много софта“».

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Экран и первая игра

Главной проблемой при создании приставки был экран. Команда перепробовала множество вариантов и пришла к выводу: нужен матричный экран, а не жидкокристаллически дисплеи, как у калькуляторов или Game & Watch. Именно на той самой первой встрече придумали и изначальный вариант названия устройства — DMG от Dot Matrix Game. Одной из ключевых задач, которую поставил Ямаути перед командой, это уложиться в цену менее 10 000 йен (менее 100 долларов).

Прощупывание почвы под разработку Game Boy велось параллельно с работой над новыми моделями Game & Watch, которыми продолжал заниматься Гумпэй Ёкои. Однако после официального поручения президента Nintendo 10 июня 1987 года стало ясно: миру нужно совершенно новое устройство со сменными картриджами. Годы исследований в лаборатории не были напрасны, и команда смогла опереться на уже существующие наработки.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyGame & Watch с двумя экранами

Инженеры обратили внимание на дисплей нового электронного органайзера — Sharp PA-7000. Этот точечно-матричный дисплей вызвал фурор в Японии: разрешение 92×32 пикселя позволяло отображать полноценные японские иероглифы кандзи. Это невозможное ранее достижение для компактных экранов того времени. Именно такой экран был нужен новой портативной консоли Nintendo.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoySharp PA-7000

Как вы уже поняли, приоритетом стало использование точечно-матричного дисплея. Хотя экран уже мог отображать буквы и цифры, его быстродействие всё ещё оставляло желать лучшего. Такэхиро Идзуси в интервью японской прессе вспоминал: «Мы быстро сделали небольшую игру Tombo Tori. В ней стрекозы летали по экрану, а игрок управлял сачком, чтобы их ловить. На тот момент ещё не существовало программ, позволяющих создавать графику и анимацию. Но эта простенькая игра помогла нам оценить потенциал платформы».

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Дизайн консоли

К моменту завершения технической части проекта было определено следующее: питание от четырёх батареек LR6, крестовина D-Pad, четыре кнопки, монохромный экран. Но как объединить всё это в одном корпусе?

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Сатору Окада предложил использовать вертикальный формат — как самый компактный. Однако у Nintendo не было дизайнера, который смог бы толково спроектировать внешний облик устройства. С первыми набросками они обратились за помощью к исследовательскому подразделению R&D 2. В итоге дизайн Game Boy созал Син Кодзо. Он сохранил привычное расположение кнопок, хорошо знакомое владельцам 8-битной консоли NES. Син также пошёл на небольшую хитрость: визуально увеличил экран, добавив вокруг него серую рамку, которая как бы сливается с самим дисплеем.

Презентация готового продукта

После многих лет исследований и обсуждений устройство было готово к анонсу. Настало время уведомить Nintendo of America, которая отвечала за мировую дистрибуцию. В январе 1989 года Ёсиро Таки впервые в жизни отправился в командировку в США — на выставку Consumer Electronics Show (CES) в Лас-Вегасе. Многие американские сотрудники компании были скептически настроены и сомневались в целесообразности запуска приставки на территории Америки. Продажи NES в США всё ещё росли. В отличие от Японии, где Famicom начал терять популярность. Другими словами, в американском филиале Nintendo беспокоились, что Game Boy навредит продажам NES.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyConsumer Electronics Show

Bсё же анонс Game Boy состоялся 17 января 1989 года. Японская рекламная кампания была направлена на пользователей Famicom и сопровождалась заголовками вроде: «Портативный Famicom!», «Теперь Famicom можно взять с собой!». Одной из ключевых маркетинговых фишек стала идея мобильности: играть можно где угодно. Nintendo также создавала искусственный дефицит, говоря о «высоком спросе» и «отставании производства». На конференции компания с гордостью объявила: Game Boy работает до 35 часов на четырёх батарейках, а цена составит 12 800 йен — ниже, чем у Famicom.

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Начало продаж 

Продажи Game Boy стартовали 21 апреля 1989 года и сразу стали событием. В японских магазинах консоль разлетелась за считанные дни и найти её было невозможно. Из 300 000 экземпляров не осталось ни одного. Неожиданный успех укрепил уверенность инвесторов: акции Nintendo резко выросли — в три раза быстрее прогнозов.

К августу 1989 года Nintendo сообщила о продаже более миллиона консолей: 720 000 — в Японии, 280 000 — в США (где Game Boy появился в конце июля). Результаты по продажам картриджей также впечатляли: в Японии за четыре месяца было продано 1,9 миллиона игр.

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Nintendo пообещала увеличить производство: с 300 000 устройств в месяц до 400 000, а к Рождеству выпустить более трёх миллионов Game Boy на внутренний и международный рынки.

Роль Tetris в успехе Game Boy

Конечно, рассказывая о Game Boy, нельзя не отметить влияние Tetris на его успех. Знаменитую головоломку Алексей Пажитнов создал в 1985 году. В игре Tetris падающие фигуры — тетрамино — должны быть аккуратно уложены в стопку. Как только горизонтальная линия игрового поля полностью заполняется, она исчезает, принося игроку очки и предотвращая переполнение экрана. Да что мы вам рассказываем? Кто хотя бы раз в жизни не играл в Tetris?

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Tetris для Game Boy стала самой продаваемой версией игры и одной из самых продаваемых видеоигр всех времён. Было продано более 35 миллионов копий, что принесло разработчикам около 80 миллионов долларов. Пожалуй, именно Tetris стала одним из важнейших системселлеров Game Boy. 

Как игра попала на Game Boy

Сатору Окада рассказывал, как в 1988 году Tetris попал в их отдел. В конце разработки версии игры для Famicom, её отправили в отдел контроля качества, чтобы проверить на баги перед релизом. Однако по чистой случайности картридж попал в отдел к создателям Game Boy. Один из сотрудников всё время играл в игру, вместо того, чтобы работать. На замечания и угрозы он отвечал, что не может оторваться — настолько интересным был Tetris.

Осенью 1988 года Окада, очарованный Tetris, поспешил рассказать о ней Гумпэю Ёкои. Тогда они поняли, что именно Tetris может стать ключом к тому, чтобы убедить американский рынок принять Game Boy.

История создания карманной консоли Nintendo Game Boy

Почему не Super Mario

Было удивительно, что Game Boy — приставка от Nintendo — не получила в стартовую линейку знаменитую игру Super Mario. Американское подразделение Nintendo (NOA) выступило против: они считали, что это будет лишь ремейк игры, в которую уже все играли на NES, поэтому она не сможет вызвать ажиотажа. Звукорежиссёр Game Boy вспоминал, что когда сотрудники компании составляли внутренние отчёты для президента о том, что им казалось интересным у конкурентов, все как один отмечали Tetris. Они всем офисом играли в версию игры для для компьютера Macintosh и хотели, чтобы Nintendo Game Boy получил свою адаптацию головоломки. 

Разработка порта

Ёкои быстро приступил к переносу игры на Game Boy. «Я пригласил программиста и спросил, за сколько он сможет портировать эту игру с Famicom», — рассказывал он. Программист ответил: «Хм, месяца через два-три уже можно будет играть». Тогда Сатору Окада немедленно поручил начать создание порта, в то время как компания всё ещё вела переговоры с Советским Союзом о получении прав на игру. Эту историю вы все и так прекрасно знаете. А что было в итоге с портом игры для Game Boy? Tetris и правда стал системселлером карманной консоли. Её буквально сметали с полок магазинов на протяжении нескольких лет.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyFamicom

Наследие и влияние

Интерес к Game Boy действительно не угасал довольно долго, что стало неожиданностью для самой Nintendo. Ведь ещё в 1989 году консоль считалась устаревшей с технической точки зрения. Однако даже спустя пять лет игроки продолжали активно покупать как новые игры, так и сами устройства.

К 1993 году продажи оригинальной модели шли неплохо, но начали постепенно снижаться. Поэтому Nintendo решила освежить линейку устройств. Но перед этим снизила цену на консоль на 22%. Это стало возможным благодаря частичному переносу производства в Китай.

21 ноября 1994 года в продаже появилась линейка устройств под условным названием Game Boy Bros в корпусах нескольких цветов, включая один прозрачный. Подзаголовок Bros придумал Сигэсато Итои — писатель и креативный консультант, который помогал Nintendo с маркетингом. Слово Bros и разнообразие цветов ассоциировались с братьями Марио. Когда игра Mario Bros. только появилась, её персонажи различались не внешностью, а исключительно цветом одежды — как и новые версии консоли. В США линейку назвали Play It Loud! в честь громкой рекламной кампании.

Когда новые цветные модели поступили на рынок по цене 9800 йен, старые серые версии подешевели ещё сильнее — до 8000 йен. Также компания провела масштабную рекламную кампанию с участием знаменитого японского музыканта. Это привлекло к устройству внимание большого числа новых людей. Выход линейки Bros продлил жизнь первого Game Boy вплоть до 1996 года, когда на свет появилась консоль Game Boy Pocket. Но это уже совсем другая история.

История создания карманной консоли Nintendo Game BoyGame Boy Pocket (1996)

Заключение

Game Boy — это больше, чем просто игровая консоль. Это важная часть истории игровой индустрии. Ведь в 80-е годы никто и представить не мог, что можно вытащить из кармана крошечную консоль, воткнуть в неё картридж с любимой игрой и рубиться, пока не сядут батарейки. Сегодня мы используем портативные консоли и смартфоны каждый день. А вот тогда это было настоящей революцией. Пускай и с экраном, на котором практически ничего не видно, со слабым железом, и с полным отсеком батареек. Но революцией! Этой революции могло бы не случиться, если бы не талант, изобретательность и настойчивости небольшой команды инженеров из Nintendo.

78  просмотров

Также будет интересно

Всё, что нужно знать про корпусные вентиляторы и их расстановку

Всё, что нужно знать про корпусные вентиляторы и их расстановку

В этом материале расскажем про корпусные вентиляторы, какие они бывают, зачем нужны, им...

Читать дальше

206005  просмотров
Разбираемся с типами матриц мониторов. IPS всему голова?

Разбираемся с типами матриц мониторов. IPS всему голова?

Разберемся, какие матрицы существуют у современных игровых мониторов. Какую выбрать, на...

Читать дальше

115880  просмотров