Всё, что нужно знать про корпусные вентиляторы и их расстановку
В этом материале расскажем про корпусные вентиляторы, какие они бывают, зачем нужны, им...
DOOM Eternal (2020), одна из самых известных серий шутеров от первого лица
Перспектива от первого лица помогает лучше ориентироваться в пространстве, воспринимать виртуальную среду как более реалистичную и усиливает ощущение присутствия в игровом мире. Учёные доказали, что такие игры оказывают влияние на развитие когнитивных навыков: реакцию, внимание к деталям и стратегическое мышление. Подобные исследования объясняют, как структура игры и перспектива могут влиять на сознание и восприятие игрока, создавая эффект полного погружения.BioShock Infinite (2013), вид от первого лица максимально погружает игрока в происходящее
Одной из ключевых особенностей всех игр от первого лица, не только шутеров, является глубокая ассоциация игрока со своим виртуальным аватаром. Такая перспектива становится основным инструментом погружения, позволяя игроку буквально «стать» героем игры. Персонаж может быть наделён индивидуальностью и характером, однако лицо его зачастую скрыто. Это помогает игроку легче вжиться в роль, сопереживать каждому шагу протагониста и испытывать эмоции на личном уровне. Практически каждая сцена воспринимается через призму собственного опыта, что, опять же, усиливает погружение. Игры от третьего лица этим похвастать не могут.Gears of War, пример качественной серии шутеров от третьего лица
Примерно так выглядели первые геймеры
Исторически первым шутером от первого лица считается Maze War (1973). Видеоигру для компьютера Imlac PDS-1 разработали студенты Стив Колли, Грег Томпсон и Говард Палмер в Исследовательском центре Эймса космического агентства NASA. Игрок мог ходить по лабиринту, поворачиваться на 90° и заглядывать в дверные проёмы. Тайловая графика была предельно простой, а основной целью игры был поиск выхода из лабиринта. Чуть позже разработчики добавили в игру возможность стрелять и даже мультиплеер на 8 человек через военную сеть ARPANET. Другие игроки отображались на экране в виде глазных яблок. Стреляя в противников и убивая их, игрок получает очки. Побеждал тот, кто заработал большее количество очков. Можно сказать, что это был первый в истории режим Deathmatch.Maze War (1973), графика в шутерах того времени оставляла желать много лучшего
Ещё одна игра, заложившая основу будущего жанра — Spasim (1974). Её создал Джим Бауэри для компьютера PLATO в Университете Иллинойса. Проект представлял собой космический симулятор от первого лица, играть в который могли до 32 игроков одновременно. Игроки разбивались на четыре команды по 8 человек в каждой. Каждая команда управляла космическим кораблём из сериала Star Trek и пыталась подбить корабли других команд с помощью фазеров и торпед. Игра содержала в себе образовательную составляющую: чтобы перемещать корабли, игрокам нужно было постоянно вычислять и вводить значения полярных и прямоугольных координат, а также ускорения. Представьте нечто подобное в современном шутере. Вряд ли кто-то станет играть в такое сегодня.Spasim (1974), шутер для настоящих ботаников
До начала 80-х шутеры оставались скорее техническими экспериментами, доступными узкому кругу избранных. Всё изменилось с выходом революционной аркадной игры Battlezone (1980) от Atari. Она буквально перевернула представление о жанре с ног на голову. Трёхмерная аркада с уникальной для своего времени векторной графикой впервые предложила геймерам опыт управления виртуальной техникой — боевым танком. Игра выводила чёрно-белое изображение, но наложенные на экран аркадного автомата прозрачные плёнки создавали эффект зелёного цвета снизу и красного — сверху, где была информационная панель.Battlezone (1980), такую графику изначально можно было реализовать лишь на мощных аркадных автоматах
Battlezone подарила игрокам настоящий экшен: они могли управлять танком с помощью двух джойстиков, отвечающих за движение гусениц, что давало полную свободу маневра и тактики. Поле боя было усыпано геометрическими фигурами, выступающими в качестве препятствий, что добавляло элемент стратегии. Сначала на пути игрока встречались медлительные танки, но постепенно враги становились все сложнее — быстрые ракеты и агрессивные супертанки представляли реальную угрозу. Иногда в небе появлялись НЛО, которые можно было сбивать ради бонусов. Позднее игру портировали на домашние компьютеры и игровые консоли.Wayout (1982), в своё время эта игра считалась одной из самых красивых
Пол Эдельштейн не остановился на достигнутом и спустя год выпустил игру Capture the Flag (1983). Название вам ничего не напоминает? Игра впервые предложила механику разделения экрана для двоих игроков. По сути, перед нами всё тот же Wayout. Один игрок должен найти выход из лабиринта или флаг. Второй же — ему всячески мешает. По сути, второй игрок выступает в роли того самого прямоугольника Cleptangle из предыдущей игры. Условия победы просты: уровень заканчивается, когда один игрок находит флаг, или второй игрок ловит первого игрока. Capture the Flag также могла похвастать качественной музыкой, что лишь усиливало азарт игроков.Capture the Flag (1983), голубой и зелёный вертикальные прямоугольники — это и есть игроки
Hovertank 3D (1991)
Catacomb 3-D (1991), впервые начал вырисовываться образ будущих хитов студии id Software
На свет появился Wolfenstein 3D (1992) — революционный проект, где игрокам предлагалось сражаться с нацистами в мрачных коридорах одноимённого замка. Идею для сюжета позаимствовали из стелс-игры Castle Wolfenstein (1981). Шутер стал технологическим прорывом для своего времени. Благодаря технологиям Кармака, он отлично работал даже на очень слабых компьютерах. Приключения Уильяма «Би Джея» Бласковица пришлись по душе большому количеству игроков и принесли хорошие деньги разработчикам. А заодно игра открыла дорогу для новых, ещё более интересных и глубоких шутеров от первого лица.Wolfenstein 3D (1992), крошить фашистов было на удивление весело
Однако настоящей «рок-звездой» игровой индустрии id Software стала после выхода легендарного Doom (1993). Шутер погрузил игроков в мрачную атмосферу ада с динамичным геймплеем и напряженной музыкой. А ещё предложил концепцию современного мультиплеера, которая навсегда изменила представление о сетевых играх. Продажи Doom взлетели до небес, а СМИ снова принялись обсуждать тему влияния насилия в видеоиграх на психику игроков. Через год вышло продолжение Doom II: Hell on Earth (1994), которое усовершенствовало оригинальную формулу, добавив больше уровней, врагов и видов оружия.Doom (1993), игра, которая ближе к середине 90-х была на каждом компьютере
По сути своей все перечисленные выше игры использовали псевдо-3D. Миры на самом деле были двухмерными, а графические технологии обманывали восприятие игроков, создавая ощущение глубины и объёма. Как мы уже говорили, в то время разработчики старались экономить ресурсы, чтобы игры можно было запускать на слабом оборудовании. Это был вопрос экономический. Так можно было продавать больше копий и зарабатывать больше денег. Но id Software хотела развивать технологии дальше.Quake (1996), первый настоящий 3D-шутер от мастеров жанра
Quake была наследницей Doom, но выводила жанр на совершенно новый качественный уровень. Игра поддерживала модификации или моды, как мы привыкли их называть. Например, любой желающий мог создать собственный уровень, что значительно продлило жизненный цикл игры. Также Quake заложила прочную основу для будущего киберспорта. Динамичный геймплей и требовательность к скорости реакции сделали её идеальной игрой для соревновательных матчей.Классическая LAN-тусовка из 90-х
Duke Nukem 3D (1996) хоть и не взорвал индустрию новыми технологиями, зато показал, насколько харизматичным, брутальным и циничным может быть главный герой шутера. Протагонист жевал жвачку, надирал задницы пришельцам, оставлял щедрые чаевые стриптизёршам и сыпал фразочками из культовых кинофильмов. Игра была разработана на движке Build, который написал студент-первокурсник Кен Сильверман. Но это не помешало ей стать хитом и собрать целый ворох всевозможных наград. Ещё один интересный факт: впервые в игре появились зеркала, которые отражали главного героя. Тогда для этого не нужен был никакой Ray Tracing.Duke Nukem 3D (1996), как не влюбиться в такую игру?
Ещё одним важным шутером той эпохи стала Half-Life (1998). От Quake игра отличалась наличием по-настоящему живых персонажей, увлекательного повествования, глубокого сюжета и невероятно затягивающего игрового процесса. Всё началось с неудачного научного эксперимента в секретном комплексе «Чёрная Меса», после которого на Землю проникли агрессивные инопланетяне. Главный герой, учёный Гордон Фримен, должен сразиться с чудовищами и попытаться исправить катастрофу.Half-Life (1998), игра, благодаря которой на небе загорелась звезда Гейба Ньюэлла и компании Valve
Half-Life была новаторской не только благодаря захватывающему сюжету, когда игрока погружают в историю через игровой процесс. Но также благодаря появлению союзников с продвинутым искусственным интеллектом. Они открывали главному герою двери и помогали сражаться с противниками. Впрочем, поумнели и враги. Это добавило игре стратегической глубины. Уникальный подход студии Valve сделал игру одной из самых значимых в истории индустрии и положил начало замечательной серии. Геймплей первой игры до сих пор считается эталонным. А многие всё ещё мечтают увидеть новость об анонсе Half-Life 3.Half-Life 2 (2004), сиквел лишь закрепил за серией звание одних из лучших FPS в истории
Конец 90-х можно назвать рассветом мультиплеерных шутеров. Вышли сразу несколько отличных многопользовательских игр: Unreal Tournament (1999), Quake 3 Arena (1999) и Counter-Strike (2000). Между ними развернулась настоящая война за сердца поклонников. Однако, проверку временем выдержал лишь Counter-Strike. Если франшизы Unreal и Quake сегодня и живы, то только в памяти преданных фанатов. А вот современная версия Counter-Strike остаётся одной из самых популярных игр в мире.Unreal Tournament (1999
Quake 3 Arena (1999)
Counter-Strike (2000)
Нельзя рассказывать о шутерах от первого лица и не затронуть игровые консоли. Игра студии Rare GoldenEye 007 (1997) для приставки Nintendo 64 стала настоящим феноменом. Игра предлагала не только динамичный геймплей, но и революционный режим разделения экрана. Консольщики могли играть вчетвером (!!!) на экране одного телевизора, с одной (!!!) копией игры и без какого-либо дополнительного оборудования. Играть в неё было вполне комфортно даже на крайне неудобном геймпаде Nintendo 64 с всего одним аналоговым стиком. Любопытно, что изначально GoldenEye 007 должна была стать двухмерным платформером в духе 16-битной эпохи.GoldenEye 007 (1997), один из лучших шутеров для консолей 90-х
Medal of Honor (1999) положила начало одной из самых известных серий шутеров на тему войны. Игру создала студия DreamWorks Interactive эксклюзивно для консоли PlayStation. Стивен Спилберг настолько увлёкся съёмкой фильма «Спасти рядового Райана», что предложил сделать игру на тематику Второй мировой войны. Нужно сказать, что разработчики очень серьёзно отнеслись к воссозданию атмосферы: тщательно перенесли в игру оружие того времени, военную технику и даже одежду военных. Благодаря этому игра буквально погружала игрока в атмосферу войны, где ему нужно было уничтожать фашистские укрепления и выполнять стратегические задания, оставаясь незамеченным.Medal of Honor (1999), первая настолько масштабная и проработанная игра про Вторую мировую войну
Soldier of Fortune (2000) усилила акцент на кинематографичность и жестокость, предлагая игрокам сцены с отстрелом конечностей и пытками, что вызвало споры среди критиков и активистов. Благодаря движку GHOUL engine тела противников состояли из 26 отдельных частей, попадания в каждую из которых приводили к разным реакциям. Главный герой — американский солдат, который выполняет миссии по всему земному шару, пытаясь помешать террористам устроить ядерный апокалипсис.Soldier of Fortune (2000), каждый успешный выстрел приводил к кровавым сценам на экране
Ещё одну важную веху в истории жанра на игровых консолях обозначила игра Halo: Combat Evolved (2001) студии Bungie. Долгое время считалось, что играть с помощью геймпада в подобные игры просто невозможно. Halo доказала обратное. Оказывается, играть в шутеры на консолях можно не менее комфортно, чем на ПК. До Halo консольные шутеры действительно страдали от неудобного управления. Благодаря работе талантливых программистов Bungie и наличию у контроллера Xbox двух аналоговых стиков, управление в консольном шутере впервые стало настолько удобным.Halo: Combat Evolved (2001), игра, которая доказала, что в шутеры от первого лица можно комфортно играть без мышки
В Halo были применены новаторские для того времени механики. Автоматическое восстановление здоровья и силовые щиты, умные враги, тактический геймплей, бодрый мультиплеер и насыщенная вселенная сделали Halo не просто успешной игрой, а настоящей иконой жанра. Сегодня в серии Halo продолжают выходить новые игры. Однако теперь за них отвечает не Bungie, а Halo Studios (ранее 343 Industries), которая в последние годы теряет хватку.Operation Flashpoint: Cold War Crisis (2001), американские солдаты бегут воевать со «злыми русскими»
Проект America's Army (2002) был разработан по заказу армии США и использовался в качестве инструмента вербовки перспективных солдат. Это был первый в истории случай, когда американские военные использовали технологии видеоигр для рекрутинга и коммуникации с потенциальными военнослужащими. В дальнейшем Пентагон неоднократно сотрудничал с некоторыми игровыми студиями и издательствами: предоставлял своих консультантов, закладывал в сценарии пропаганду и продвигал нужные правительству США идеи.America's Army (2002), игра включала в себя элементы программы подготовки американских солдат
В это же время вышла игра Battlefield 1942 (2002), продолжающая тематику Второй мировой войны. Она ввела систему классов, что существенно обогатило многопользовательские битвы. Игра содержала офлайновый режим поединков против ботов под управлением ИИ, а также многопользовательскую онлайн-составляющую. Особый упор делался на захват и удержание контрольных точек на карте уровня. В игре также активно использовалась различная военная техника: танки, бронетранспортёры, самолёты и самоходные орудия. Со временем Battlefield стала одной из ведущих многопользовательских серий на ПК. Она предлагала широкий спектр ролей: от бойцов, снайперов и разведчиков до медиков и пилотов, что позволило каждому игроку находить свой стиль игры и активно участвовать в битвах.Battlefield 1942 (2002), игра положила начало серии популярных шутеров
Эстафету военных шутеров вслед за Medal of Honor и Battlefield продолжила игра Call of Duty (2003). Разработчики создали революционный искусственный интеллект напарников главного героя, которые поддерживали его в моменты столкновения с противниками и адекватно реагировали на происходящие события. В ходе каждой миссии игрок должен был выполнить несколько заданий за представителей армий нескольких стран. Кроме того, игра включала в себя мультиплеерный режим, где игроки могли сражаться друг против друга на разных уровнях. Никто тогда и предположить не мог, насколько популярной станет серия Call of Duty в будущем. Она дополнит жанр огромным количеством новых механик, а также значительно повысит уровень реализма и постановки.Call of Duty (2003), с этого началась одна из самых известных серий шутеров от первого лица
Говоря о постановке, поклонники наверняка помнят множество захватывающих моментов из популярной подсерии Call of Duty с заголовком Modern Warfare. Например, побег с тонущего корабля в Call of Duty: Modern Warfare (2007), ядерный взрыв глазами астронавта в Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009) или падение Эйфелевой башни в Call of Duty: Modern Warfare 3 (2011). Постановка голливудского размаха создаёт ощущение участия в масштабных событиях, усиливая эффект погружения. Например, космическую сцену в Modern Warfare 2 можно было бы выбросить из игры, так как длится она всего минуту. Но она добавляет эпичности и придает взрыву планетарное значение. Именно благодаря таким деталям ощущается масштаб трагедии и важность момента.Call of Duty: Modern Warfare 2 (2009), тот самый ядерный взрыв
Постановка напрямую связана с графическими технологиями, которые не стоят на месте. В апреле 2023 года многие ахнули от реалистичного трейлера шутера Unrecord. Многие игроки просто не поверили в подлинность кадров игрового. Поэтому разработчики специально опубликовали видео запуска игры на движке Unreal Engine 5, чтобы убедить зрителей в том, что игра действительно существует и это не пререндер.Unrecord (2025), на первый взгляд действительно очень реалистичная картинка
На самом деле, графика в Unrecord не такая уж и реалистичная, если разбирать её по кадрам и хорошенько присмотреться к деталям. Там скромные текстуры и простая геометрия объектов. Но в пользу реализма играют оптические эффекты: искажения линзы и тряска камеры, через которую мы видим окружение, тщательно подобранная цветовая палитра, глобальное освещение и другие хитрости. Как бы то ни было, игру уже добавили в избранное более 600 000 человек. Можно сказать, что это большой успех для разработчиков из небольшой французской студии Drama.Cyberpunk 2077 (2020), самая необычная пушка в игре
Что уж говорить про смешные говорящие пушки из игры High on Life (2022) от создателя сериала «Рик и Морти» Джастина Ройланда. Они без устали сыпят шутками и комментируют каждое решение игрока. Отдельно стоит выделить говорящий нож, который ненавидит всё живое и готов убивать противников налево и направо.High on Life (2022), каждое оружие в этой игре — полноценный персонаж
Одной из самых запоминающихся и неоднозначных игр начала 00-х стала Postal 2 (2003). Проект разработала инди-студия Running With Scissors и выпустило издательство WhipTail Interactive. Действие разворачивается в вымышленном городке Парадайз, который быстро превращается в театр абсурда. Повседневные задачи могут перерасти в хаос и насилие. Каждая ситуация в этом странном мире способна закончиться самым неожиданным образом, подчеркивая ироничный подход разработчиков к насилию в играх.Postal 2 (2003), игра наделала немало шуму и вдохновила Уве Болла на съёмку фильма «по мотивам»
Особого внимания достоин арсенал, доступный игроку. Некоторые виды оружия вызывали лёгкий шок даже у опытных геймеров. Помимо привычных стволов, здесь встречаются совершенно абсурдные предметы — коровья голова, дилдо, миниатюрная ядерная установка. Но самая эксцентричная находка разработчиков — глушитель в виде кота, натянутого на дуло дробовика. Столь сюрреалистический подход к игровому процессу сделал Postal 2 хитом и возвёл в ранг культовых игр. В то же самое время игру постоянно критиковали за чрезмерное насилие и перегибание палки.Far Cry 2 (2008), игроку придётся видеть этот процесс снова и снова
Необычные анимации усиливают погружение в игровой процесс, создавая иллюзию полного контроля над телом персонажа. В моменты, когда протагонист зашивает свои раны или пытается вправить выбитый сустав, игрок начинает ощущать физическую уязвимость своего аватара и более серьезное влияние игрового мира на его судьбу. Такой подход усиливает реализм, укрепляет связь игрока и главного героя, делая взаимодействие с виртуальным миром глубже и ярче.Half-Life (1998), автоматизированная аптечка в мире Гордона Фримена
Некоторые разработчики пошли ещё дальше и предложили игрокам систему авторегенерации. Вместо того, чтобы искать аптечки, достаточно немного подождать, пока раны затянутся сами собой. С одной стороны, эта механика сохраняет динамику игры. Ведь игроку не нужно отвлекаться на поиски ресурсов. С другой же — такой подход значительно снижает уровень сложности и ценность исцеления как способ поддержания жизни в главном герое.Halo: Combat Evolved Anniversary (2011), справа сверху две шкалы. Верхняя — это щит. Нижняя — здоровье
Кадр из онлайн-инструкции для рокет-джамперов в Quake
Интересный факт. Изначально рокет-джамп в Quake был лишь багом, который перерос в стандарт передвижения в играх. В Team Fortress (1996), например, была ошибка в сетевом коде, которая приводила к неисправимой проблеме. Во время матча имена игроков могли окрашиваться в цвет противника. Из-за этого геймеры начинали путаться. Ошибку, конечно, быстро исправили, но она натолкнула разработчиков на создание новой механики. Что если игрок притворится участником команды противника, вотрётся к ним в доверие и саботирует их игру. Уже во второй части шутера баг превратился в фишку и породил на свет нового персонажа Шпиона.Team Fortress (1996), многопользовательская модификация игры Quake компании id Software<
Перемещение в играх от первого лица эволюционирует по сей день. Вспомните хотя бы Mirror’s Edge (2008), которая впервые совместила шутер и паркур-экшен в рамках одной игры. Главная героиня быстро и изящно перемещалась по крышам зданий, стенам, трубам и перепрыгивала различные препятствия. Попутно расправляясь с противниками с помощью рукопашного боя и разного оружия. Хотя фокус в игре сделан именно на использовании окружения, а не оружия. Сами разработчики наотрез отказываются называть свою игру «шутером». Но мы-то всё понимаем.Mirror’s Edge (2008), невероятно стильная игра про паркур и владение своим телом
Студия Greylock выпустила паркур-шутер Severed Steel (2021), где взаимодействие с окружением стало основой игрового процесса. Однорукая главная героиня Сталь не может перезаряжать оружие, зато эффектно отбирает пушки у противников, что добавляет игре динамики и разнообразия. Разработчики построили воксельное окружение, которое можно полностью разрушать. А одна из интересных механик — использование специальной пушки, установленной на место отсутствующей руки Стали. С ее помощью можно прокладывать новые маршруты или устранять врагов, разрушая пол под их ногами.Severed Steel (2021), динамичный шутер про однорукую паркурщицу
Шутеры давно перестали быть простыми аркадными играми. Со времен Half-Life, где сюжет стал важной составляющей жанра, до паркур-шутеров, таких как Mirror's Edge, и реалистичных военных симуляторов, вроде Sniper Elite, разработчики постоянно расширяют границы, смешивают жанры и экспериментируют с формой.Overwatch (2016), яркий визуальный стиль игры быстро привлёк большую аудиторию
Superhot (2016), один из самых необычных тактических шутеров в истории игровой индустрии
Компания Valve выпустила Half-Life: Alyx (2020) вместо третьей части серии, которую игроки ждали больше 15 лет. Многие поначалу расстроились, когда узнали, что Гейб предложил поклонникам франшизы VR-игру. Но на деле Alyx оказалась настоящим шедевром: уникальные механики взаимодействия с предметами, сильная сюжетная линия, продвинутая графика и невероятное погружение в процесс, которое пробирает до мурашек. Игра сочетает в себе элементы хоррора, экшена и научной фантастики, погружая игрока в мрачную реальность, где инопланетные формы жизни поработили человечество.Half-Life: Alyx (2020), самая красивая и реалистичная VR-игра, переплюнуть которую будет очень непросто
VR-технологии в Half-Life: Alyx играют ключевую роль, позволяя игрокам раствориться в игровом мире и историях персонажей. Это открывает новые возможности для взаимодействия с окружением: помещения, которые в традиционной игре можно было бы пробежать за несколько секунд, превращаются в полноценные локации для тщательного исследования. Игроки могут вертеть в руках и разглядывать предметы, экспериментировать с ними, находить секреты и скрытые детали, что делает игру гораздо глубже и насыщеннее.Half-Life: Alyx (2020), VR позволяет полноценно прочувствовать игровое оружие и процесс его перезарядки
Такая степень вовлеченности создает уникальный игровой ритм: здесь просто не хочется бежать и стрелять во врагов. Игрок начинает присматриваться к окружению, изучать детали, тратит гораздо больше времени на исследования. В итоге VR ведёт к более размеренному, но гораздо более насыщенному и интимному игровому процессу. Ты не просто проходишь сюжет, а являешься его непосредственным участником.В этом материале расскажем про корпусные вентиляторы, какие они бывают, зачем нужны, им...
Разберемся, какие матрицы существуют у современных игровых мониторов. Какую выбрать, на...
Поможем разобраться
Наша задача упростить пользователям выбор конфигурации и решения своих задач. Общение с менеджерами поможет быстрее разобраться с целями и подходящим компьютером, даже, если покупка планируется в будущем.
Напишите нам в telegram или заполните форму ниже для получения консультации