

История серии Assassin’s Creed: конспирология и паркур
Содержание
- Кратко: Assassin's Creed как отдельная вселенная
- Братство игроделов
- Рождённый быть принцем
- Периоды развития серии
- Первый период: классические ассасины
- Второй период: RPG-революция
- Третий период: легенды в прямом смысле
- Четвертый период: возвращение в Азию
- Спин-оффы и мобильные игры
- DLC и дополнения
- Трансмедиа проекты
- Хронология событий во вселенной
-
Порядок по историческим эпохам
- Odyssey: V век до нашей эры
- Origins: 40-е годы I века до нашей эры
- Mirage: середина IX века
- Valhalla: вторая половина IX века
- Assassin's Creed: конец XII века
- Assassin's Creed II: конец XV века
- Brotherhood: начало XVI века
- Revelations: начало XVI века
- Chronicles: Китай, первая половина XVI века
- Shadows: конец XVI века
- Black Flag: начало XVIII века
- Rogue: середина XVIII века
- Assassin's Creed III: вторая половина XVIII века
- Liberation: вторая половина XVIII века
- Unity: конец XVIII века
- Chronicles: Индия, середина XIX века
- Syndicate: вторая половина XIX века
- Chronicles: Россия, начало XX века
- Порядок по датам выхода
- Современная временная линия
- Как правильно знакомиться с серией
Ищете идеальный компьютер?
Мы поможем подобрать ПК под игры, работу или учебу.
В 2025 году франшиза Assassin’s Creed отпраздновала своё совершеннолетие. Первая игра вышла ровно 18 лет назад. И до сих пор новые части продолжают радовать (а иногда — огорчать) фанатов. По этому случаю мы решили вспомнить, с чего всё начиналось, и как разработчики от ассасинов и тамплиеров докатились до темнокожих самураев. Если вы об этом ничего не знаете, лонгрид даст исчерпывающую информацию, чтобы обсуждать сагу с видом истинного знатока.
Если не любите лонгриды — можно почитать интересные факты о серии в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, мы часто публикуем там подобные материалы.
Кратко: Assassin's Creed как отдельная вселенная
Франшиза Assassin’s Creed включает более двух десятков игр, которые разошлись тиражом свыше 200 миллионов копий. Каждая новая часть неизменно становится событием в игровом мире. Иногда весьма спорным и даже скандальным. Но случаются и по-настоящему удачные проекты. А теперь погрузимся в прошлое! Располагайтесь в своём Анимусе поудобнее, мы отправляемся во Францию конца XX века.
26 игр и сложная хронология
Первое, что нужно знать про Assassin’s Creed — это очень своеобразная серия игр. Она объединена общим лором. Но из-за того, что в каждой игре герои переносятся в новый исторический (иногда мифологический) период, связи проследить непросто. Внутренняя хронология есть, но она вообще никак не связана с теми временем и местом, где происходит основное действие.

Это тоже как бы про ассасинов, Assassin’s Creed Valhalla (2020)
В серии есть основные части и второстепенные. И чисто по названию различить их довольно сложно. Особенно после того как разработчики в 2014 году отказались от нумерации. Например, Syndicate — полноценная ААА-игра, а Rebellion — проходная мобильная игрулька. И всё же разобраться в происходящем возможно. Об этом мы поговорим ниже.
С какой части лучше начать новичку
Если вам не терпится начать лично изучать историю древнего ордена ассасинов, но проходить все части по порядку не хочется, можно смело начать с Assassin’s Creed IV: Black Flag. Первые три части представляют собой в общем-то законченную историю, которую можно пропустить. К тому же эти игры по состоянию на 2025 год выглядят слегка устаревшими.

Почти «Корсары», но всё же Assassin’s Creed Black Flag (2013)
Ну, а если графика и актуальность игр для вас действительно принципиальны, войти в серию можно через Assassin’s Creed Origins. Современные ассасины в их текущем виде начинаются именно там. А теперь немного истории.
Братство игроделов
Компания Ubisoft родилась во Франции 28 марта 1986 года. Основали её пятеро братьев Гиймо. И первые свои игры они делали отнюдь не в родительском гараже. Братья арендовали настоящий замок в Бретани — шато Ла-Гре-де-Каллак.

Офис Ubisoft в конце 80-х
Причина экстравагантного поведения братьев Гиймо в том, что в разработку они пришли не с улицы. К 1986 году они уже были успешными бизнесменами, а изначально поднялись на продаже чужих игр. Так что, желание создавать свои собственные возникло у них естественным образом.
Первая игра Ubisoft вышла в 1986 году под названием Zombi. Рассказывала она про выживших, которые пытались спастись из захваченного зомби торгового центра. Случилось это ровно за 20 лет до релиза Dead Rising. Впрочем, об истории Capcom вы можете почитать в другой нашей статье. Zombi же оказалась успешной среди игроков и критиков. Так что бизнес пошёл в гору.
Следующий прорыв случился лишь в 1994 году. В продажу поступил первый большой хит Ubisoft — игра Rayman. Этот платформер не только принёс много денег, но и подтолкнул компанию разместить свои акции на бирже в 1996 году. IPO помогло привлечь в бюджет Ubisoft около 80 миллионов долларов. И эти деньги были потрачены с умом.

Rayman (1994)
Помимо открытия новых подразделений и филиалов по всему миру, братья Гиймо вспомнили свой опыт перепродажи игр. Только на этот раз схему решили масштабировать и покупать не дискеты, а сразу игровые студии. Первой значимой сделкой стало приобретение Red Storm Entertainment.
Помимо самой студии, в руках Ubisoft оказались права на игры по книгам Тома Клэнси — одного из самых популярных писателей в жанре шпионского детектива. Например, по его книгам сняты голливудские блокбастеры «Охота за Красным октябрём» и «Игры патриотов». Для французской студии, пытающейся закрепиться на рынке США, это был настоящий подарок.
На основе книг Клэнси Ubisoft уже в начале 00-х запустила успешные франшизы Splinter Cell и Ghost Recon. А также продолжила начатую Red Storm ещё до продажи серию Rainbow Six. Во всех трёх франшизах (особенно в Splinter Cell) важную роль играли стелс-механики.

Tom Clancy’s Splinter Cell (2002)
Позднее Ubisoft совершила немало громких покупок. Среди серий, которые французы выкупили и продолжили развивать, оказался прорывной шутер Far Cry, легендарная стратегия «Герои меча и магии» и ныне почивший авто-боевик Driver. Но главная сделка состоялась в 2001 году, когда Ubisoft приобрела The Learning Company, а вместе с ней получила права на франшизу «Принц Персии».
Рождённый быть принцем
История первой игры Assassin’s Creed на самом деле начинается где-то здесь. Но об этом ещё никто не знает. Включая самих создателей. Они честно трудятся над Prince of Persia: The Sands of Time. И делают это настолько хорошо, что после релиза в 2003 году игра становится суперхитом. «Пески времени» приносят Ubisoft высокие оценки критиков, множество престижных наград, а самое главное — много денег.
До конца 2003 года игра продалась тиражом свыше двух миллионов копий. Естественно, продолжения запустили в работу немедленно. Первое — Warrior Within — вышло уже в 2004-м, а второе — The Two Thrones — в 2005-м. Как такая скорость сказалась на качестве игр — тема, заслуживающая отдельной статьи. Нас сейчас интересует третье продолжение. Которое, впрочем, так и не увидело свет.
В середине 00-х на прилавках появились консоли нового поколения. Очередного Принца должны были делать для них. И чтобы выжать из мощностей железа максимум, игру решили перенести в открытый мир. Главным героем сделали не принца, а его телохранителя. И добавили устройство «Анимус», чтобы оправдать смерти и воскрешения протагониста (подобие волшебных песков времени). Назывался проект Prince of Persia: Assassins.

Prince of Persia: Assassins. Кадр из демоверсии
Именно эта игра в итоге и стала первой Assassin’s Creed. А виной всему — книжка словенского писателя Владимира Бартола «Аламут», названная в честь одноимённой крепости ассасинов. Некоторые её детали даже вошли в игру. Например, фраза «Ничто не истинно, всё дозволено», которую часто повторяют персонажи, взята как раз оттуда.
История реальных ассасинов и сеттинг Святой Земли времён третьего крестового похода в итоге так понравились разработчикам, что игра стала самостоятельным проектом. Название официально сменили на Assassin’s Creed. К дракам на мечах и паркуру добавили стелс, благо, что опыт с такими механиками у Ubisoft уже был.
А вот для «Принца Персии» такой поворот оказался не очень благополучным. После попытки перезагрузки в 2008-м и ещё одной части в 2010-м, серия встала на паузу на целых 14 лет. Только третий по счёту перезапуск в лице Prince of Persia: The Lost Crown в 2024 году сдвинул всё с мёртвой точки. Но пока не очень понятно, надолго ли.
Вернёмся к ассасинам. Работа над новой игрой продолжалась вплоть до 2007 года. За это время движок переработали под новое поколение консолей. Геймплей пополнился свежими механиками. А фэнтезийный мир Принца сменился научно-фантастическим сеттингом Ассасинов. Впрочем, историческую его часть разработчики делали довольно дотошно. В результате локации получились не только красивыми, но и в меру реалистичными.

Вид на крепость Масиаф в Assassin’s Creed (2007)
Сюжет игры развивался параллельно в двух эпохах. Первая — 2012 год. Бармена Дезмонда похищает корпорация «Абстерго». При помощи устройства для чтения генетической памяти под названием «Анимус» его заставляют перенестись в прошлое, во вторую временную линию.
В Палестине конца XII века мы встречаем второго героя — предка Дезмонда по имени Альтаир. Он — высокопоставленный член ордена ассасинов, который под управлением игрока первым делом проваливает важное задание и нарушает кредо ассасинов. Это почти как правила бойцовского клуба, только «никому не рассказывать про…» не на первом, а на третьем месте.
За такие «косяки» героя разжалуют, а также отнимут у него оружие и навыки. Возвращать утраченное придётся постепенно по ходу игры. И хотя к этому моменту мы успеваем спасти родную крепость Масиаф от тамплиеров, настоящий геймплей начинается только сейчас. Паркур, слежка, допросы с избиением, воровство улик, верховая езда и растворение в толпе монахов — всё это затягивает настолько, что оторваться практически невозможно.
Даже крутые кинематографичные катсцены с возможностью сменить угол обзора вызывают желание их скипнуть, чтобы поскорее забраться на очередную башню или защитить от бандитов ещё одного горожанина. Боевая система хоть и примитивная, но при этом удобная и очень динамичная. А что самое приятное — освоить её можно буквально за несколько схваток.

Дезмонд в гостях у «Абстерго», Assassin’s Creed (2007)
Отдельного уважения заслуживает внимание к сюжетным мелочам. Например, разработчики объясняют, почему в Святой Земле все говорят по-английски. Оказывается, так работает «Анимус». Ведь всё происходит не в реальности, а именно в воспоминаниях. После такого не хочется придираться даже к «Прыжку веры» в стог сена. Несостоятельность такого способа спуска с большой высоты очевидна любому, кто хотя бы отдалённо слышал о физике. Тем не менее, элемент не только не вызвал хейта, но и стал одним из самых узнаваемых во франшизе.
Говорить про первую часть серии можно долго, но статья не только о ней. К тому же, игра неплохо сохранилась, и проходить её приятно до сих пор. Поэтому перейдём к релизу. А он стал настоящим событием в индустрии. Есть даже мнение, что именно успех первой Assassin’s Creed стал поворотной точкой в истории Ubisoft. Но давайте обо всём по порядку.
Ещё до релиза игра удостоилась восторженных отзывов критиков. Демоверсия, представленная на выставке E3 2006, получила целый ворох наград. А вот после официального выхода в 2007-м оценки слегка снизились. Некоторые журналисты обвиняли игру в однообразии и технических недоработках. Впрочем, в Ubisoft вряд ли обратили на это внимание. Перед глазами разработчиков было кое-что поинтереснее — цифры продаж.

Вид на Иерусалим, Assassin’s Creed (2007)
Только за первые полтора года Assassin's Creed продалась тиражом более 8 миллионов копий. Для Ubisoft 00-х — невероятный результат! Мог ли тут не заработать конвейер? За 10 лет с 2009-го по 2018-й в серии вышло ещё 10 основных частей (не считая портов и спин-оффов). Ровно по одной игре в год. Удалось ли при этом удержать планку качества? Ответ на этот вопрос сложнее, чем может показаться.
Периоды развития серии
Прежде чем мы перейдём к разговору о следующих играх для удобства составим небольшую шпаргалку. Серию с множеством релизов и спин-оффов можно разделить на четыре подсерии, и распределяются они так:
- Первый период (2007-2012): эра Дезмонда;
- Второй период (2013-2016): мягкий перезапуск;
- Третий период (2017-2023): «мифическая трилогия»;
- Четвёртый период (2025+): новая эра.
Первый период: классические ассасины
Вторая часть серии Assassin’s Creed увидела свет всего через два года после дебюта серии. Можно ли было в столь сжатые сроки сделать новую игру с крутыми оригинальными идеями? Оказалось, что да. Продажи остались на уровне первой части, а оценки критиков стали даже выше. Средний балл на Metacritic — 90 для Xbox и 91 для PS3 (у оригинала на обеих платформах была оценка 81).

Assassin’s Creed II раскидывает конкурентов (2009)
Игра действительно изменилась значительно. Развитие получили боевая система и механики стелса (особенно социального). Появилась экономика и даже возможность развивать собственную базу. Но самое главное, на фоне чего все остальные изменения меркнут, это новая временная эпоха и место действия.
На этот раз в пару к бармену Дезмонду мы получаем другого его предка — молодого флорентийца Эцио. Его история разворачивается в Италии конца XV века. Этот период, пожалуй, один из самых красочных в истории цивилизации, Ubisoft удалось перенести в виртуальный мир просто великолепно.

Assassin’s Creed II (2009)
Помимо атмосферы итальянских городов эпохи Возрождения, разработчики добавили в игру немало ярких исторических персонажей. Такие были и в первой части, но опознать их могли лишь самые въедливые знатоки истории. В сиквеле же нам встречаются не нуждающиеся в представлении Леонардо да Винчи, Джироламо Савонарола и Никколо Макиавелли.
Отдельного упоминания заслуживает финальный твист игры, который можно сравнить с концовкой «Бесславных ублюдков» Тарантино. Но спойлерить его вам мы, разумеется, не будем. Он достоин личного ознакомления. Как и игра в целом. Кстати, многие фанаты считают именно её вершиной серии. Хотя есть и другие достойные претенденты.
Руководство Ubisoft почувствовало, что со второй частью нащупало золотую жилу. Поэтому продолжение вышло год спустя. И если бы в его названии стояла цифра 3, сердце Гейба Ньюэлла, скорее всего, не выдержало бы. Так что игра вышла с подзаголовком Brotherhood.
Это прямое продолжение обеих временных линий. Повзрослевший Эцио всё также мотается по Италии. Но теперь за ним охотится небезызвестный Чезаре Борджиа. А совпадения с историческими событиями (за исключением некоторых имён) становятся совсем уж мимолётными.

Assassin’s Creed: Brotherhood (2010)
В части игрового процесса игра прибавила незначительно. Изменения были скорее косметическими. Отметить хочется разве что возможность пострелять из пушек, устроить морской бой, да покататься на знаменитом «танке» Леонардо да Винчи. В остальном — это всё та же Assassin’s Creed II. И это, в некотором смысле, даже хорошо.
Ещё один год — ещё одно «Кредо убийцы». На этот раз Revelations. Снова косметически переделанная вторая часть, правильно? А вот и нет! Сложно объяснить, но именно в этой игре создатели решили переломить геймплей об колено. Что особенно странно, ведь сюжетно здесь продолжается история Эцио, хоть и заметно постаревшего.
Стелс-механики полностью уступили место брутальному экшену, герой буквально превратился в машину смерти. Использовать что-то, кроме лобовой атаки, конечно, можно. Но, по сути, бессмысленно. При этом появилась новая и не самая интересная механика защиты своих районов в стиле Tower Defence. Что вдвойне глупо, ведь главный герой легко мог бы раскидать нападающих в одиночку.
Основное действие игры переносит нас в захваченный турками Константинополь начала XVI века. Для фанатов сериала «Великолепный век» тут даже есть возможность встретиться с Сулейманом Великолепным. Правда, в совсем юном возрасте.

Сулейман Великолепный в Assassin’s Creed: Revelations (2011)
Вторая важная локация игры — крепость Масиаф. В ней завершается не только история трилогии Эцио, но и сюжетная арка героя первой части — Альтаира. Впрочем, даже такой мощный финал не спас ситуацию. Оценки Revelation на Metacritic упали до 80 баллов, что всё ещё довольно хорошо. Но для игр серии на тот момент — это был худший показатель.
Обычный разработчик этот момент притормозил бы и задумался. Но Ubisoft всегда была особенной. Ничего не меняя в проверенной схеме, через год компания выпускает пятую часть франшизы под логичным названием Assassin’s Creed III. И в первый же месяц продаёт 7 миллионов копий. Рекордно высокий результат для компании.
На самом деле никакого чуда тут, конечно, нет. Просто эту игру создавала отдельная команда параллельно с двумя предыдущими. Так что, в разработке она находилась полноценные три года. И время это не потратили зря. Визуально игра выглядела великолепно. Новые геймплейные механики, например, морские сражения, работали отлично. Но вот сюжет…
Не то, чтобы он был плох сам по себе. Просто от ассасинов в нём осталось буквально одно название. Да, Дезмонд всё ещё маячит где-то на втором плане, а в конце даже красиво завершает свою арку. Но в основной части игры забыть о том, в какую серию вы вообще играете, проще простого.

Assassin’s Creed III (2012)
Действие Assassin’s Creed III разворачивается в США времён войны за независимость. Разглядеть что-то за её рёвом практически невозможно. Тем более, что основной герой из прошлого (а тут их два) — представитель коренных народов Америки. Это тоже оттягивает на себя часть истории. В итоге на противостояние ассасинов с тамплиерами не остаётся практически ничего.
К тому же, протагонист своими возможностями напоминает скорее не ловкого убийцу, а непобедимого берсерка. Даже фирменный капюшон он надевает только ближе к середине игры. Как показала практика, это был не худший вариант. Идея выпускать под заголовком Assassin’s Creed всё подряд только начинает овладевать умами руководителей Ubisoft.
Второй период: RPG-революция
Многие считают число 13 несчастливым. Но точно не Ubisoft. Ведь именно в 2013 году компания выпустила самую успешную на тот момент игру серии — Assassin’s Creed IV: Black Flag. По состоянию на начало 2025 года она продалась тиражом в 15 миллионов копий. Кстати, игра скоро получит ремейк под названием Assassin’s Creed Black Flag Resynced, если, конечно, верить инсайдерам.
И это действительно отличная игра про пиратов. Тут есть крутые морские сражения, шикарная атмосфера Карибского моря и оригинальный главный герой. Эдвард Кенуэй — не ассасин. Он случайно убивает ассасина, а дальше просто умело себя за него выдаёт. Как и игра умело выдаёт себя за Assassin’s Creed.

«Испанцы!» в Assassin’s Creed IV: Black Flag (2013)
Линия в нашем времени тоже есть, но уже без Дезмонда. Его заменили на нового персонажа. Впрочем, вторичность этой части истории не пострадала. Сюжетные связи с предыдущими частями в Black Flag есть. Но что противоположно бесшумному убийству скрытым клинком в пустыне? Видимо, как раз пушечная канонада во время морского сражения.
Выпускать по одной новой игре серии в год — это уже своего рода рекорд. Но если кто-то и мог превзойти в этом Ubisoft, так это сама Ubisoft. В 2014 году на прилавках оказываются сразу две Assassins Creed — Unity и Rogue. Кстати, начиная с этого момента и по сей день ни в одном названии новых частей больше не появится цифр. Так что даже сами разработчики уже перестали их считать.
Тем не менее, Unity стала для серии серьёзным шагом вперёд. В техническом плане. Это был первый Assassin’s Creed, вышедший на консолях нового поколения. Владельцам ПК ради того, чтобы насладиться обновлённой графикой, приходилось обновлять железо. Выглядит игра действительно невероятно красиво. Сюжет переносит игрока в революционную францию. А там есть на что посмотреть.
Геймплейных новшеств особо не завезли. Напротив, отказались от многих ценных идей, которые были в серии раньше. Даже таких базовых, как смена оружия во время боя. В результате, оценки впервые приблизились к 70 баллам на Metacritic. Но игра всё равно продалась тиражом более 10 миллионов экземпляров. Чего, увы (или, к счастью, если она вам не нравится), не скажешь о следующей части.

Зато красивая! Assassin’s Creed: Unity (2014)
Assassin’s Creed: Rogue вышла всего через полгода после Unity. Сделана она на старом движке. Идеальное сочетание факторов, чтобы пойти ко дну. И Rogue действительно продалась значительно хуже предшественницы. А жаль. Свои плюсы у неё всё же были.
С точки зрения игрового процесса Rouge выглядит как дополнение к Black Flag. Сюжетно — как дополнение к третьей части. Но всё же было в ней кое-что оригинальное и весьма ценное. Впервые в серии протагонист осознанно переходит на сторону тамплиеров. И это не просто моральный выбор, а геймплейная фишка.
Теперь из кустов и с крыш охотится не игрок, а охотятся на игрока. Прелесть механик, которые в предыдущих играх часто приходилось использовать, теперь можно ощутить на себе. Заказы на убийство сменились заданиями для телохранителя. В общем, эксперимент интересный, но коммерчески неудачный.
Следующая игра — Assassin’s Creed: Syndicate — вышла в 2015 году и перенесла действие в викторианский Лондон. Главных героя два и они близнецы. Чтобы понять, насколько важна привязка игры к общему лору серии, приведём пример. Один из братьев собирает уличную банду, которую контролируют ассасины, чтобы бороться с другой уличной бандой, которую контролируют тамплиеры. Действительно, свежий взгляд.

Банда ассасинов в Assassin’s Creed: Syndicate (2015)
При этом игра не так плоха. Визуал красив, сеттинг свеж, сюжет интересен. А исторические персонажи второго плана очень близки к нашей эпохе. Особенно Карл Маркс, Чарльз Дарвин и изобретатель телефона Александр Белл. Оценки критиков впервые со времён Black Flag вновь приблизились к 80 баллам на Metacritic. Но продажи за первые два года, увы, лишь немного превысили 5 миллионов копий. После этого серия совершила настоящий прыжок веры. Только не в стог сена, а в кое-что поинтереснее.
На 2016 Ubisoft приготовила фанатам Assassin's Creed настоящий сюрприз. Впервые за 8 лет не вышло ни одной основной игры серии. Но, как оказалось, это было затишье перед бурей. И уже в 2017 на прилавках появилась, во всех смыслах, новая часть.
Третий период: легенды в прямом смысле
Здесь нужно вставить небольшую историческую справку. Мы не делали этого раньше, так как следить за историей по играм Assassin’s Creed, это как погружаться в классическое литературное произведение с помощью фанфиков. Но на этот раз ситуация особенная. Историческая организация ассасинов возникла в конце XI века. Орден тамплиеров — в начале XII века. А действие Assassin’s Creed: Origins происходит в I веке. Причём, до нашей эры.
Территориально игра вернулась на родное средиземноморское побережье. В основном — в Египет. Так что на этот раз можно полазить даже по пирамидам. Вообще, отечественным геймерам эта история куда ближе, например, чем американская третья часть серии. Большинство фоновых персонажей хорошо знакомы. А политическое убийство из финала известно нам с пятого класса.

Assassin’s Creed: Origins (2017)
Справедливости ради, существование ассасинов за тысячу лет до создания ордена ассасинов в игре объясняют логически. На самом деле, зародилась организация именно здесь, просто под другим названием — братство незримых. А первый скрытый клинок, фирменное оружие серии, героям и вовсе подарила Клеопатра.
Геймплейно Origins тоже не стесняется вносить новое в серию. Во-первых, теперь она намного больше похожа на RPG. Справляться с противниками помогает не навык игрока, а прокачка персонажа. Социальный стелс отправился под нож. А боевая система переработана в сторону усложнения. Появились, кстати, и бои с огромными мифическими монстрами в духе Monster Hunter. Что нам тоже сюжетно объясняют.
Игра на самом деле получилась отличная. Особенно если забыть, что это очередная Assassin’s Creed. Как обычно у Ubisoft, она очень красивая. Играть весело. Геймплейные механики разнообразны (чего стоит только бой на античных галерах). А сюжет в меру захватывающий. Признание не заставило себя ждать. Оценки на Metacritic выше 80 баллов. И больше 10 миллионов проданных копий.
После такого успеха возвращаться к истокам было бы глупо. И Ubisoft бросилась расширять новые горизонты. Новая часть снова вышла через год. Помните, что по новым данным, ассасины появились в I веке до нашей эры? В Assassin’s Creed: Odyssey события разворачиваются за 400 лет до этого, во времена Древней Греции.

Assassin’s Creed: Odyssey (2018)
Ассасинов тут нет даже на уровне идеи. Разве что в редких вставках из современности. Зато есть царь Леонид, философы Сократ и Платон, куча мифических существ типа Минотавра и Медузы, и даже легендарная Атлантида.
Геймплейно игра изменилась не очень сильно. Это почти Origins, только чуть больше, чуть удобнее и чуть разнообразнее. А ещё в Odyssey завезли вариативность сюжета — возможность выбрать тот или иной вариант развития истории. Даже пол главного героя теперь тоже можно определить самому.
Итого, Odyssey — великолепная игра, которая почему-то всё ещё называется Assassin’s Creed. Хотя тут даже скрытого клинка нет. Оценки у неё на уровне 90 баллов. Продажи — 1,3 миллиона копий за первую неделю, а на сегодня — более 10 миллионов. И ещё один неоспоримый плюс: это последняя игра серии, которая выходила в ежегодном режиме. Дальше Ubisoft решила брать 2–3 года на разработку.
Следующая часть с подзаголовком Valhalla вышла в 2020-м. Разработчики решили забросить игрока в модный на тот момент (Кратос не даст соврать) скандинавский сеттинг. Ассассины тут, правда, всё-таки есть. Они появляются в нашем лагере и даже дарят скрытый клинок. Но вот сам герой (или героиня) от этого викингом быть не перестаёт. И внешне, и по своей сути. Он плавает на дракаре, грабит английские поселения, врывается в монастыри и всё время сурово размахивает топором. Герой первой части Альтаир сгорел бы от стыда за такого собрата. К счастью, во время событий этой игры он ещё не родился.

Assassin’s Creed: Valhalla (2020)
Геймплейно это всё ещё натянутый на новый мир Odyssey с большинством его плюсов и минусов. Изменения есть, но они скорее косметические. Например, стало меньше надеваемых предметов, зато боевая система стала более динамичной, чтобы соответствовать задачам разграбления Англии и защиты Асгарда от ледяных великанов.
Схема сработала опять. Оценки игры чуть упали по сравнению с предшественницей. А вот продажи, если верить Ubisoft, били все рекорды. Так что, через год нас ждёт ещё одна Valhalla в новом сеттинге? А вот и нет!
Французская компания решила угодить вообще всем. Взяв рекордные для серии три года на разработку, в 2023 она выпустила Assassin’s Creed: Mirage. И если просто смотреть видео с нарезками из игры, может показаться, что это ремейк самой первой части. Визуально и стилистически всё выглядит практически один в один.
Но стоит только начать играть, и мираж рассеивается. Ядро у игры всё равно от Odyssey и Valhalla. Даже сюжетно Mirage является приквелом игры про викингов. Так что Святой Земли в период крестовых походов здесь нет. Действие разворачивается в до боли похожем на неё Багдаде IX века.

Assassin’s Creed: Mirage (2023)
Скрыть истинную сущность Mirage не помогает даже возвращение социального стелса и других узнаваемых «фишек» первой части типа «бюро ассасинов» и беседок, где можно спрятаться. Уши же более поздних частей торчат отовсюду. Но если вы начали играть именно с них, для вас это может оказаться даже плюсом.
А вот с чем Mirage не повезло точно, так это с сюжетом. Ни привязка к прошлой части, ни богатейший исторический материал не помогли разработчикам создать крепкую историю. Оценки и продажи в сравнении с Valhalla просели. И Ubisoft решила вернуться обратно к проверенной схеме.
Четвертый период: возвращение в Азию
Как говорил злодей из другой франшизы Ubisoft: «Безумие — повторение одного и того же действия с надеждой на другой результат». Поэтому последнее время французы делают с точностью до наоборот. Каждый раз они пытаются создать что-то новое, но результат получается на удивление стабильный.
Вот и в 2025 году вышла новая Assassin’s RPG в стиле Valhalla и Odyssey, только в сеттинге средневековой Японии. Кстати, этот регион в серии имеет непростую судьбу. Ещё в 2014 году креативный директор Assassin’s Creed III Алекс Хатчинсон назвал его «слишком скучным».

Assassin’s Creed Shadows (2025)
Shadows приходится конкурировать с высочайшим уровнем проработки японской культуры в Ghost of Tsushima и свежевышедшей Ghost of Yotei. В этом плане новая часть Assassin’s Creed умудрилась потерпеть первое поражение ещё до релиза. Сначала попавшись на плагиате в артбуке игры, а затем случайно засветив в трейлере китайскую архитектуру вместо японской.
С точки зрения игрового процесса новшеств не так много. В первую очередь, это возможность развивать собственное поселение. А ещё, главных персонажа теперь два. Первый — мощный и умелый в бою темнокожий самурай. Вторая же — ниндзя и мастер стелса. Между ними по ходу игры можно переключаться. Что впечатлит тех игроков, которые за 10 лет так и не узнали о существовании GTA V.
И ладно бы у Shadows были только собственные проблемы. С этим игры серии справлялись неоднократно. В спину прилетел нож (а точнее, световой меч) от другой игры Ubisoft. Плохие продажи Star Wars Outlaws в прошлом году больно ударили по компании, обрушив её акции. По такому случаю релиз Shadows сместили почти на полгода. Изначально она должна была выйти в ноябре 2024. Разработчики решили не рисковать и отполировать проект до блеска.

Star Wars Outlaws (2024)
Ubisoft обильно насыпала повестки в новую игру. Однополые романы доступны обоим главным героям. Есть небинарный персонаж по имени Ибуки, который называет себя местоимением «они», что звучит нелепо для феодальной Японии XVI века. Есть также мужчина-самурай нетрадиционной ориентации. Ладно, в то время такое случалось, вспомните хотя бы фильм «Табу» (1999). Особо патриотичные японские геймеры, в свою очередь, негодуют от того, что афросамурай может закрутить роман с сестрой Оды Нобунаги. Ведь она — предок текущего 126-го императора Японии Нарухито.
Впрочем, играть в новых ассасинов интересно. Да и разработчики своё детище не бросают, продолжая улучшать его. Последнее на данный момент большое обновление вышло в конце октября и добавило в геймплей несколько новых механик.
Спин-оффы и мобильные игры
Когда выпускаешь по одной игре основной серии в год, на спин-оффы время найти непросто. Но только если вы — не Ubisoft. Первую побочную часть Altaïr’s Chronicles французы выпустили уже в 2008 году. Всего через год после релиза первой Assassin’s Creed. И хотя игра вышла на мобильных устройствах, сюжетно — это полноценный приквел. Игрок узнаёт историю несчастной любви Альтаира, параллельно убивая тамплиеров и решая простенькие головоломки.

Assassin’s Creed: Altaïr’s Chronicles (2008)
Вторая побочная игра серии — Bloodlines — вышла в 2009 году эксклюзивно для PSP. Она открывает новую страницу жизни Альтаира. Для общей истории её сюжет (хоть и неплохой) особой ценности не имеет. Зато визуал хорошо показывает, каким бы был первый Assassin’s Creed, выйди он не в 2007, а в 2001. Ещё из интересного — оригинальные боссфайты с яркими персонажами, среди которых есть настоящая ведьма.
В 2009 Ubisoft выпустила Assassin’s Creed II: Discovery для Nintendo DS. Это довольно симпатичный 2D-платформер. И тоже спин-офф. Но уже не про Альтаира, а про Эцио. Хронологически игра занимает место между второй номерной частью и Brotherhood, а сюжет рассказывает о путешествии героя в Испанию.
Следующая побочная игра Liberation вышла в 2012 году на PlayStation Vita. Визуально она выглядела неплохо. Роль главного героя впервые в серии исполнила девушка. А сюжет перенесли в неплохо сделанный Новый Орлеан XVIII века. В остальном, к сожалению, игра не удалась. Что подтвердили низкие оценки и посредственные продажи.

Assassin’s Creed III: Liberation
Вместе с Black Flag в 2013 вышел ещё один спин-офф для мобильных устройств — Assassin’s Creed: Pirates. И если основная часть не совсем про ассасинов, то это вообще был обычный симулятор пиратского корабля. Играть в неё вполне можно. Но трудно избавиться от ощущения, что Ubisoft просто налепила известный бренд на отдельную игру ради продвижения серии.
В 2014 французы решили красиво срубить денег и выпустили отдельной игрой DLC для Black Flag под названием Assassin's Creed Freedom Cry. Параллельно выпустили ещё одну мобильную игру Memories. Этот 2D-платформер интересен тем, что его серверы закрылись уже в 2015, а игру удалили из всех магазинов приложений.
В 2015 и 2016 годах вышли сразу три побочные игры серии, которые действительно заслуживают внимания. Объединены они названием Assassin's Creed Chronicles и носят подзаголовки China, India и Russia. Геймплейно это 2,5D-платформеры. Довольно интересно сделанные визуально. И очень занимательно написанные с точки зрения сюжета. Причём, не только потому, что одного из героев зовут Николай Орелов.

Assassin's Creed Chronicles: Russia (2016)
Игры значительно расширили общий лор серии, показав, насколько широко не только во времени, но и по карте распространилась борьба ассасинов и тамплиеров. В отличие от большинства остальных спин-оффов, играть в них приятно даже сегодня.
В 2018-м на мобильных устройствах вышла Rebellion. По сути, обычная донатная доильня. Но некоторый шарм в ней всё же есть. Во-первых, она очень симпатично сделана. Во-вторых, на своей базе игрок может собрать практически всех ассасинов, которые появлялись в играх серии.

Assassin’s Creed Rebellion (2018)
Помимо этого есть ещё Assassin’s Creed Nexus для VR, мобильные версии ранних основных частей, а также игры Project Legacy, Multiplayer Rearmed, Recollection и The Tower Assassin’s Creed. Но про них, кроме самого факта существования, рассказать в общем-то нечего. Если не согласны, пишите в комментариях.
DLC и дополнения
Из всего вышенаписанного несложно сделать вывод, что разработчики серии Assassin’s Creed очень любят деньги. А значит один раз продать игру для них было бы слишком просто. Поэтому уже у второй части есть два DLC: «Битва за Форли» и «Костёр тщеславия».
У вышедшего за ней «Братства» DLC уже шесть. Сюжетных там, правда, только два, про да Винчи и Коперника. Но звучит это даже хуже. В Revelations французы подсдали, выдав одно сюжетное DLC «Утерянный Архив». Но в номерной третьей части снова выдали два. Одно из которых — «Тирания короля Вашингтона» — состояло из трёх эпизодов, выходивших в течение месяца.

Да Винчи одобряет DLC Assassin’s Creed Brotherhood
А вот с выходом Black Flag французы стесняться перестали и выкатили аж 12 вариантов того, что можно прикупить за деньги. Причём большинство из этого тайм-сейверы, например — карта с отмеченными на ней коллекционными предметами. С другой стороны, если делаешь игру про разбойников, нужно мыслить как разбойник.
В Unity DLC снова всего три. Причём два из них сюжетные. И что самое удивительное, одно — бесплатное. А во втором игроку предстоит спасать знаменитого учёного Лавуазье, напарника нашего Ломоносова по известному всем со школы закону.
В Rogue DLC пять: четыре тайм-сейвера и одно с новыми заданиями. В Syndicate их аж 9. И среди них целая кампания «Джек-потрошитель» про одноимённого маньяка. В Origins сюжетных дополнений сразу несколько, и всех их можно купить сразу через Season Pass.
Для Odyssey разработчики придумали ещё кое-что новое. Помимо Season Pass они добавили в игру целый режим «Забытые легенды Греции». В нём было 12 дополнительных мини-историй, которые выходили по одной в течение года после релиза оригинальной игры.

Интересным DLС красивые обложки
Одни из самых интересных сюжетных DLC достались Valhalla. В одном игроку предстоит вместе с друзьями-викингами осаждать Париж, а в другом и вовсе почувствовать себя отцом богов Одином. Mirage на DLC оказался не богат. Зато там есть набор скинов в стиле франшизы «Принц Персии». И это довольно милая отсылка спустя 15 лет.
Ну, и наконец, Shadows тоже уже обзавелась DLC. Хотя и вышла всего полгода назад. Первое крупное сюжетное дополнение «Когти Авадзи» стало доступно в сентябре. И, скорее всего, последним оно не станет. А мы пока переходим к самому спорному ответвлению франшизы — её голливудской экранизации.
Трансмедиа проекты
Фильм и планируемые экранизации
На бумаге фильм «Кредо убийцы» выглядел гарантированным хитом. Снимать его для Ubisoft взялась студия Regency Enterprises, ответственная за такие хиты как «Бойцовский клуб» и «Мистер и Миссис Смит». Актёрский состав тоже собрался блестящий: Фассбендер, Котийяр, Айронс, Глисон. За постановку трюков взялся опытный каскадёр и мастер паркура Дэмиен Уолтерс.
Сюжет сделали максимально выверенным. С одной стороны, он неплохо вписывается в игровой лор. С другой — рассказывает совершенно новую историю столкновения ассасинов и тамплиеров в Испании конца XV века. Слухи о том, что студия рассчитывает снять целую серию фильмов по Assassin’s Creed, появились в СМИ за полгода до премьеры.

Художественный фильм «Кредо убийцы» (2016)
И всё же кинофраншизы из франшизы игровой не вышло. Фильм получил низкие оценки критиков и провалился в прокате. При производственном бюджете в 125 миллионов долларов картина собрала всего 240. В теории, при большом успехе на носителях, со временем Фассбендер и компания могли выйти в ноль. Но о сиквеле с такими сборами в любом случае не могло быть и речи.
Причин этой неудачи несколько. Тут и сложность фильма для зрителя, не знакомого с игрой. И слабые визуальные эффекты, которые местами недалеко ушли от игр. И неопытность режиссёра, для которого «Кредо убийцы» стало первым настолько большим и дорогим фильмом. Но мы советуем вам составить собственное мнение. Потому что как минимум ознакомительного просмотра картина заслуживает.
Фильм всё-таки справился с одной из своих задач — сделал франшизу более узнаваемой за пределами геймерского сообщества.
Книги, комиксы, настольные игры
История ассасинов настолько сложная и запутанная, что буквально просится на страницы романа. И, разумеется, её создатели такой шанс заработать ещё немного денег не упустили. По франшизе написали более десяти книг. Первая из них под названием «Ренессанс» увидела свет ещё в 2009.
Есть по этой вселенной и комиксы. Причём тоже немало. Например, история российского ассасина, жившего на рубеже XIX–XX веков. Называется эта мини-серия — «Assassin's Creed: Падение». И если само по себе это недостаточно вас заинтриговало, там есть сцена драки с российским императором на крыше движущегося поезда.

Наш родной ассасин
Ну а для тех, кто не любит компьютерные игры, по Assassin’s Creed есть настолки. Насколько это веселее, решайте сами. Но для начала их нужно найти, купить и опробовать.
Хронология событий во вселенной
Подытожим историю серии и расставим игры по порядку. Даже по нескольким порядкам, потому что хронологий в нашем случае сразу три. По эпохам, показанным в играх, по событиям современного таймлайна ассасинов, и по порядку выхода игр. Сразу отметим, что подробным пересказом общего сюжета мы заниматься не будем. Во-первых, там очень много спойлеров. Во-вторых, разговор затянется, потому что история в играх начинается буквально с Адама и Евы.
Порядок по историческим эпохам
Начнём с исторических эпох, которые можно посетить в серии. «Историческими» они, конечно, называются условно, потому что достоверность там как правило близка к нулю. Но по формальным признакам их всё же можно расставить по порядку. Вот список:
Odyssey: V век до нашей эры
Хотя игра называется в честь героя гомеровского эпоса о Троянской войне, события в ней разворачиваются значительно позже, во время войны Пелопоннесской. А вместо Ахиллеса и, собственно, Одиссея тут есть спартанский царь Леонид.
Origins: 40-е годы I века до нашей эры
Эта игра отправляет нас во времена Цезаря и Клеопатры. Стоит ли говорить, что с обоими игроку предстоит встретиться?

Цезарь, Клеопатра и ассасины
Mirage: середина IX века
Здесь герою предстоит оказаться в Багдаде времён его расцвета.
Valhalla: вторая половина IX века
События этой части разворачиваются в осаждаемой викингами Англии. На Руси в это время правил Рюрик.
Assassin's Creed: конец XII века
Первая вышедшая часть показывает Святую Землю на закате эпохи Крестовых походов.
Assassin's Creed II: конец XV века
Этой игре достался один из самых живописных сеттингов — Италия эпохи Возрождения.
Brotherhood: начало XVI века
И снова Италия. На папском престоле и важном месте в сюжете игры знаменитый Алессандро Борджиа.
Revelations: начало XVI века
Финальная часть итальянской трилогии переносит игрока в захваченный турками Константинополь.
Chronicles: Китай, первая половина XVI века
Эта часть трилогии хроник ассасинов рассказывает историю времён китайской династии Мин.

Ассасины в Поднебесной
Shadows: конец XVI века
История темнокожего самурая и его подруги-ниндзя разворачивается на фоне феодальной Японии.
Black Flag: начало XVIII века
Здесь можно найти не только тамплиеров и ассасинов, но и расцвет пиратства в Карибском море.
Rogue: середина XVIII века
Одно из самых разнообразных путешествий. Век просвещения и революций. А герой перемещается между Америкой, Францией, Португалией и Арктикой.
Assassin's Creed III: вторая половина XVIII века
В объективе разработчиков такое малоизвестное у нас и такое важное за океаном событие — война за независимость США.
Liberation: вторая половина XVIII века
Здесь в центре внимания ещё одна важная там, но недостаточно известная здесь тема — борьба с рабством на юго-востоке США.
Unity: конец XVIII века
Казалось бы, где ассасины, а где Великая Французская революция. Оказалось, и то, и то в этой игре.
Chronicles: Индия, середина XIX века
Авторы рассказывают нам про расцвет Ост-Индской компании и порабощение Индии англичанами.

Болливуд мог бы что-то такое экранизировать
Syndicate: вторая половина XIX века
Викторианская Англия и Лондон времён Шерлока Холмса ждут игрока в этой части.
Chronicles: Россия, начало XX века
Самая поздняя историческая часть Assassin’s Creed происходит в нашей стране сразу после Революции.
Порядок по датам выхода
Вот они, все основные части Assassin’s Creed все по порядку:
2007 — Assassin’s Creed
2009 — Assassin’s Creed 2
2010 — Brotherhood
2011 — Revelations
2012 — Assassin’s Creed III
2012 — Liberation
2013 — Black Flag
2014 — Unity
2014 — Rogue
2015 — Chronicles: Китай
2015 — Syndicate
2016 — Chronicles: Индия
2016 — Chronicles: Россия
2017 — Origins
2018 — Odyssey
2020 — Valhalla
2023 — Mirage
2025 — Shadows
Современная временная линия
Особняком в серии стоит сюжетная линия, которая происходит в современности. Технически, это как раз и есть настоящая игра, потому что исторические события происходят как бы в воспоминаниях. Но геймплейно (да и сюжетно) эта составляющая серии значительно уступает исторической. Без спойлеров тут рассказать практически невозможно, но если вы вдруг начинаете играть с самой первой части, лучше не привязывайтесь к главному персонажу слишком сильно.

Настоящие герои Assassin’s Creed не носят капюшоны
Как правильно знакомиться с серией
Выше мы уже писали, с каких игр стоит начинать знакомство с серией. Но подытожим ещё раз. Базовые советы:
- Новичкам стоит начать с Origins.
- Фанатам истории обратить внимание на хронологический порядок выхода игр серии. То есть, пройти все основные части Assassin’s Creed с первой и до Shadows.
Но если у вас в сердечке и на жёстком диске есть место только для тёх игр, то мы рекомендуем занять его следующим образом:
- Assassin’s Creed II;
- Assassin’s Creed IV: Black Flag;
- Assassin’s Creed Origins.
Эстетика ассасинов оказалась привлекательной и легко воспроизводимой. Сегодня редкий слёт косплееров обходится без загадочных фигур в капюшонах. А маркетплейсы кишат мерчем, включая стилизованную одежду, имитацию скрытых клинков, кружки, коврики для мышек и другие сувениры в стилистике серии. Так что несмотря на все скандалы и возмущения в интернете будущее ассасинов выглядит как никогда оптимистично.

Хочешь себе красивый игровой компьютер в стилистике Assassin’s Creed? Пиши нам или выбирай готовый дизайн из ассортимента. А по промокоду CUSTOMPC дадим скидку 5% вообще на всё.






