

Doom сквозь время: история создания легендарной серии шутеров
Содержание
Ищете идеальный компьютер?
Мы поможем подобрать ПК под игры, работу или учебу.
Вышедшая в этом году Doom: The Dark Ages по количеству игроков на старте стала самым успешным релизом id Software. Многие критики назвали её одним из лучших приключений Думгая. А ведь с выхода первой части прошло почти 32 года. В этой статье вспомним, как эта легендарная серия игр начиналась. И благодаря чему продержалась на вершине три десятилетия
Если лонгриды вас пугают, можно просто прочитать карточки с интересными фактами о серии в нашем Telegram-канале. Если же хотите увлекательно и с пользой провести ближайшие полчаса — читайте материал дальше.
Обзор серии: от первого Doom до The Dark Ages
Хронология выхода игр
Прежде чем перейти к истории серии, для удобства составим таблицу всех Doom’ов в хронологическом порядке с датами выхода и базовыми платформами. Речь, конечно, только про официальные игры или, как в случае с Sigil, неофициальные части от создателей оригинала. Полный список всех игр Doom с модами и портами слишком огромен.
| Игра | Год релиза | Базовая платформа |
|---|---|---|
| Doom | 1993 | ПК |
| Doom II: Hell on Earth | 1994 | ПК |
| Master Levels for Doom II | 1995 | ПК |
| The Ultimate Doom | 1995 | ПК |
| Final Doom | 1996 | ПК |
| Doom 64 | 1997 | Nintendo 64 |
| Doom 3 | 2004 | ПК |
| Doom 3: Resurrection of Evil | 2005 | ПК |
| Doom RPG | 2005 | Мобильные устройства |
| Doom Resurrection | 2009 | Мобильные устройства |
| Doom II RPG | 2009 | Мобильные устройства |
| Doom II: No Rest for the Living | 2010 | ПК |
| Doom 3: BFG Edition | 2012 | ПК |
| Doom (2016) | 2016 | ПК |
| Doom VFR | 2017 | ПК |
| Sigil | 2019 | ПК |
| Doom Eternal | 2020 | ПК |
| Doom 64: The Lost Levels | 2020 | ПК |
| The Ancient Gods, Part One | 2020 | ПК |
| The Ancient Gods, Part Two | 2021 | ПК |
| Doom 3: VR Edition | 2021 | ПК |
| Mighty Doom | 2023 | Мобильные устройства |
| Sigil 2 | 2023 | ПК |
| Doom II: Legacy of Rust | 2024 | ПК |
| Doom: The Dark Ages | 2025 | ПК, PS5, XBox Series X |
Ключевые достижения и рекорды продаж
Если вдруг вы никогда не слышали про серию Doom, вот немного фактов о том, насколько она значима. Первая Doom продалась сумасшедшим для начала 90-х тиражом в несколько миллионов копий. К концу 1995 года игра была установлена на большем количестве компьютеров, чем операционная система Windows 95.
Сиквел разошёлся тиражом 600 тысяч экземпляров менее чем за месяц. Все основные игры серии стабильно продавались миллионами копий. А последняя на сегодня часть The Dark Ages установила новый рекорд. За первые пять дней после релиза в неё поиграли более трёх миллионов человек.
Культурное влияние на игровую индустрию
Релиз Doom в 1993 году стал одним из поворотных моментов для игровой индустрии. История о битве с демонами на спутниках Марса задала вектор развития жанру шутеров от первого лица. Игра стала техническим прорывом, попала во множество списков лучших проектов всех времён и стала настоящим культурным феноменом. Её обсуждали, пародировали, о ней писали книги, а президент США Билл Клинтон лично ругал её в Конгрессе.

Doom (1993)
Главный герой игры — молчаливый морпех Думгай — стал одним из самых узнаваемых персонажей мира игр. Его камео часто можно встретить в других проектах. Косплееры в его образе — обязательный элемент любого уважающего себя гик-фестиваля или игровой выставки. Арты с уничтожающим демонов Думгаем — отличное украшение коврика для мышки и даже корпуса компьютера. Если что, мы умеем делать красиво — обращайтесь. Ваш геймерский уголок может выглядеть вот так. По промо-коду CUSTOMPC сделаем скидку 5% на всё.



Рождение легенды (1993-1994)
id Software: команда мечты
Джон Ромеро с детства любил видеоигры и хеви-метал. Программировать начал в юности и был тем ещё дамским угодником. Сейчас женат в четвёртый раз. От двух предыдущих браков у него трое детей. И, учитывая не самый преклонный возраст разработчика, возможно, это для него не предел.

Джон Ромеро на релизе Doom II
Джон Кармак был типичным гиком. В 14 лет его обследовал психолог и пришёл к выводу, что у будущего создателя Doom полностью отсутствует эмпатия. Зато ему, как и Ромеро, нравились игры. Но в них Кармака в первую очередь интересовала техническая сторона.
Создать новое программное решение, раздвинуть границы возможного — вот что мотивировало юного программиста. Ради этого он был готов на многое. Так, будучи подростком, он провёл год в заведении для малолетних правонарушителей за попытку украсть из школы мощный компьютер Apple II.

Джон Кармак на рабочем месте
Судьбоносная встреча двух Джонов произошла в компании Softdisc. В 1990 году 22-летний Ромеро возглавлял там отдел разработки игр. Туда же, после нескольких лет сотрудничества с компанией в качестве фрилансера, устроился 19-летний Кармак. Несмотря на разницу в характерах, страсть к компьютерным играм у них была одна на двоих.
Уже в 1991 году вместе с ещё двумя коллегами — Томом Холлом и Адрианом Кармаком (просто однофамильцем) — два Джона основали компанию id Software. К тому моменту команда уже сработалась и написала несколько игр, среди которых, например, была успешная Dangerous Dave in the Haunted Mansion.

Dangerous Dave in the Haunted Mansion (1991)
Название id стало сокращением от более раннего варианта Ideas from the Deep. Также id использовалось как сокращение для выражения In Demand — востребовано. Название также стало отсылкой к понятию «ид» — психологической концепции, которую придумал Зигмунд Фрейд.
Первый успех новой компании принесла серия игр Commander Keen про гениального подростка, который борется с инопланетянами. Но настоящий прорыв произошёл в 1992 году, когда id выпустила игру Wolfenstein 3D. И, хотя это был ремейк игры Castle Wolfenstein 1981 года, из-за созданного Кармаком инновационного движка id Tech 0 проект стал чем-то по-настоящему новым в игровой индустрии.
В процессе работы над движком Кармак понял, что с его помощью можно значительно улучшить картинку и игровой процесс. Оставалось только придумать игру, где эта технология сможет по-настоящему раскрыться. Так осенью 1992 года в id Software началась работа над Doom.
Doom (1993): революция жанра
Изначально Холл и Ромеро хотели назвать игру «Зелёные и взбешённые». Но Джон Кармак в итоге продавил название, которое теперь знакомо каждому. Кстати, появилось оно благодаря герою Тома Круза, который эффектно произносит слово «дум» в одной из сцен фильма «Цвет денег» (1986).
А вот второе изменение было куда более серьёзным. И с куда более значительными последствиями. За креатив в id отвечал Том Холл. Потратив немало времени и сил, Том создал «библию Doom». Документ, в котором подробно описал мир, сюжет и героев предстоящей игры.
Но по легенде именно здесь Джон Кармак впервые сказал свою легендарную фразу: «Сюжет в игре — как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но совершенно не важен». И вся работа Холла отправилась в мусорку. Если бы этого не произошло, Думгая бы звали Бадди Дакот. Хорошо это или плохо — решайте сами.

Демон-паук в Doom (1993)
Кое-что из того, что Том предлагал добавить в Doom, там всё же оказалось. Но самого автора это уже вряд ли обрадовало. Конфликт вокруг видения будущей игры быстро разрастался, и Холла уволили ещё до её релиза. Через несколько лет Холл и Ромеро воссоединятся для работы над новыми проектами. Но это уже совсем другая история.
Технические новшества id Tech 1
Джон Кармак тем временем сделал новую версию движка — id Tech 1. И хотя это всё ещё не было полноценное 3D, картинку и динамику для 1993 года он выдавал просто невероятную. Свой гений тут проявил и Джон Ромеро. Создавая уровни для Doom, он выжал из движка практически всё, что только можно.
Огромный вклад внёс и художник проекта Адриан Кармак. Он давно мечтал сделать что-то мрачное и готическое, поэтому на Doom отрывался по полной. Он не только рисовал текстуры, но ещё и фотографировал всё. Например, кожу на ботинке или разбитое колено. Затем Адриан оцифровывал снимки и переносил их в игру. Так в «Думе» появились не только текстуры локаций, но также демоны и оружие.

Фото модели демона-паука из игры Doom
А ещё в игре был сюжет. Именно такой, какой хотел Джон Кармак, совершенно необязательный для ознакомления. Объединённая аэрокосмическая корпорация (ОАК) ставит эксперименты с телепортацией на Марсе и его спутниках Фобосе и Деймосе, но случайно открывает портал в Ад. Теперь главному герою предстоит перебить всех демонов, отправиться в пекло и остановить вторжение.
В целом, этот же сюжет повторится в Doom 3. А потом ещё в Doom (2016). Там, правда, игнорировать его станет намного сложнее. А вот в оригинале можно запросто его не заметить даже после десятого прохождения. Единственное, что более или менее поддерживает хронологию происходящего — карта между уровнями. Но время, на протяжении которого она висит на экране, вполне можно потратить более эффективно. Например, сделать глоток чая или укусить бутерброд.

Карта ада в Doom (1993)
Игра вышла в конце 1993 года и сразу стала хитом. Только официальные продажи исчислялись сотнями тысяч. За первый из трёх эпизодов дума не нужно было платить, но если игрок хотел дойти до конца, ему предлагали купить оставшиеся два эпизода.
Doom внёс огромный вклад и в появление киберспорта. Джон Кармак добавил в игру возможность рубиться с другими людьми по Сети. За неимением у большинства пользователей глобального интернета — приходилось играть по локальной сетке. Это стало не только большим прорывом для геймдева, но и тяжёлым ударом для всех компаний, у которых было много соединённых друг с другом компьютеров.
Университетские кампусы, библиотеки и крупные корпорации практически лишились возможности пользоваться сетевой инфраструктурой по её прямому назначению. Потому что она была перегружена игроками в Doom.

Счастливое детство в 1993-м
Не обошлось и без других проблем. Ещё до выхода приключений Думгая американские политики решили бороться с жестокостью в компьютерных играх. Большие студии пообещали, что займутся этим сами. И вроде конфликт казался исчерпанным, но как раз в этот момент вышла Doom. Стоит ли говорить, что борцы за нравственность спустили на новую игру всех собак? Отбиться удалось. Но Doom в итоге стала первой в истории игрой с возрастным рейтингом M — только для взрослых.
Но отношения с государством у id складывались по-разному. Например, их игра так впечатлила военных, что на её основе сделали официальный тренажёр для отработки взаимодействия морских пехотинцев на поле боя. Сейчас в него может поиграть любой желающий. В Сеть он утёк под названием Marine Doom.
Расцвет классической эры (1994-1997)
Doom II: Hell on Earth (1994)
Успех сильно повлиял на двух Джонов, но совершенно по-разному. Ромеро стал активно появляться на публике, участвовать в мероприятиях, раздавать интервью и жить на широкую ногу. Кармак же, напротив, ещё глубже закопался в строки кода, чтобы сделать новый, более мощный движок.
В итоге делать Doom II обоим разработчикам было совершенно неинтересно. Хотя необходимость в сиквеле была очевидна. К тому же на продолжение намекал и оригинал. Поэтому Doom II: Hell on Earth всё же вышла. Сделать её удалось менее чем за год.

Финал первой части Doom после возвращения главного героя на Землю
Получилась всё та же игра, только чуть масштабнее. Над уровнями работал известный в будущем геймдизайнер Американ Макги, автор той самой мрачной «Алисы». А ещё во вторую часть добавили новых врагов и двустволку.
Сюжет в сиквеле вновь был необязателен и малозаметен. Но давайте восстановим хронологию. Победив демонов на Марсе, герой прибыл на Землю. Но она тоже оказалась захвачена адскими тварями. Поэтому ему пришлось сначала помочь эвакуировать с планеты выживших, а затем ещё раз отправиться в Преисподнюю, чтобы победить там Икону Греха.
С финальным боссом игры связана забавная история. Поведение Джона Ромеро, тратившего время на что угодно, кроме работы, раздражало других сотрудников id. И они решились на своеобразную месть, добавив в финал игры его оторванную голову. Она была скрыта за фасадом главного босса, и увидеть её без читов было нельзя. Но именно попадание по ней завершает игру.

Настоящий финальный босс Doom II: Hell on Earth
То есть каждый раз, когда кто-то побеждал Икону Греха, на самом деле он побеждал разработчика. Сам Джон узнал об этом ещё до релиза второго дума. Но убирать голову не стал. Напротив, отнёсся к этому с юмором и даже добавил на уровень запись фразы «Если хочешь пройти игру, ты должен убить меня, Джона Ромеро», проигранную задом наперёд.
Несмотря на отсутствие новизны, нарастающий конфликт в id и короткий срок между выпуском двух игр, Doom II стал ещё большим хитом, чем оригинал. Критики были в восторге, а прибыль превысила 100 миллионов долларов. В 1995 Doom II стала лучшей игрой года в фантастическом/фэнтези сеттинге по версии Origins Awards.
The Ultimate Doom и Final Doom (1995-1996)
В том же 1995 году id решила ещё раз ещё раз заработать на первой части и выпустила её расширенную версию — The Ultimate Doom. Помимо основной игры туда вошёл ещё один девятиуровневый эпизод Thy Flesh Consumed. Получить прокачанный вариант можно было, купив коробочное издание игры. Впрочем, для обладателей лицензионного «Дума» разработчики выпустили специальный апдейт до версии Ultimate.

Ultimate концовка для Ultimate Doom (1995)
А на сиквел тем временем переключились и мододелы. Причём делали они это настолько успешно, что уже в 1996 году при поддержке Джона Ромеро группа TeamTNT выпустила полноценную игру The Final Doom, целиком собранную из модов. Со стороны в тот момент казалось, что франшиза Doom на взлёте, и следующую часть долго ждать не придётся. Но триквел вышел лишь в 2004 году. При этом очень удивил поклонников.
Doom 64 (1997): консольная эксклюзивность
Помимо основных частей серии следует упомянуть и некоторые проекты второго эшелона. В частности, Doom 64. На самом деле, вот где настоящий Doom 3! Игра вышла в 1997 году на игровой консоли Nintendo 64. Её сюжет рассказывает, что произошло с героем после завершения второй части. Хотя в официальной хронологии эти события вспоминают не всегда. Миролюбивые мариобои скупили почти миллион картриджей с игрой. Видимо, им до смерти надоел прыгающий по грибам усатый сантехник Марио, то и дело ныряющий в канализацию вместе со своим братом.
Из-за консольной специфики разработку Doom 64 id поручили студии Midway Games. И игра действительно получилась немного не такой, как оригинальные части. Ощущалось это и в визуальной части, и в геймплее. Многие критики отдельно отмечали дизайн уровней, который тут стал более сложным и изобретательным. Кстати, поиграть в консольный сиквел сегодня можно и на ПК. До недавнего времени его запросто можно было купить даже в Steam.

Doom 64 (1997)
Долгое молчание и перезапуск (2004-2016)
Doom 3 (2004): поворот к хоррору
Выход Doom II упрочил позиции id на игровом Олимпе, но сделал очевидными противоречия между двумя главными лицами компании. И уже следующая игра — шутер Quake — стала последней для тандема двух Джонов. Вскоре после её релиза Ромеро покинул id. Увы, конфликты в id Software на этом не закончились, но студия всё же выпустила Quake II и Quake III Arena.

Quake II (1997)
В 2000 году Джон Кармак решил заняться разработкой новой части «Дум». Адриан Кармак, последний оставшийся в команде сооснователь id, был против, но Джон всё же продавил свою идею.
Как раз был готов новый движок id Tech 4 с передовой обработкой освещения. По тем временам игра выглядела очень эффектно, но и её системные требования были, мягко говоря, не для средних компьютеров. Обновлять видеокарты приходилось даже тем, кто это делал сравнительно недавно. Кармак очень старался продемонстрировать все возможности id Tech 4, но слишком увлёкся. Поэтому третья часть Doom стала куда менее динамичной, практически превратившись в survival horror.
Экшн с первых секунд уступил место долгому прологу в духе первой Half-Life. Герой прибывает на базу и знакомится с её обитателями ещё до вторжения демонов. Стрелять и одновременно светить фонариком на врагов было нельзя. В совокупности с обилием тёмных мест это сильно сбивало темп игры. Сам Кармак позднее признал такое решение ошибкой и исправил недочёт в переиздании Doom 3 BFG Edition.

Survival horror Doom 3 (2004)
Ещё одним ударом стало то, что из-за ошибки менеджеров компании ATI альфа-версия «Дум 3» утекла в сеть задолго до релиза. После этого id даже разорвала с ней контракт и заключила партнёрские отношения с NVIDIA.
Зато сюжет, наконец, стал действительно важной частью игры. Появилась куча диалогов, записок и логов, которые расширяют лор. Игру словно попытались сделать более серьёзной, при этом сохранив весь её примитивизм. Даже новый злодей, надменный немецкий учёный с фамилией Бетрюгер и сильным акцентом, вышел весьма карикатурным. Кстати, фамилия переводится с немецкого как мошенник или читер.

Doom 3 (2004)
Релиз Doom 3 вызвал неоднозначную реакцию. Оценки критиков и продажи были на высоте, но фанаты ждали от третьей части другого. Поэтому успех оригинальных частей ей повторить не удалось.
Не помогло и вышедшее в 2005 дополнение Resurrection of Evil. Игроку, наконец, дали возможность убить доктора Бетрюгера, сменился главный герой, сюжет стал проще, появились новые персонажи. Получилось сносно, но не более. В защиту id можно сказать, что разработкой дополнения занималась сторонняя студия Nerve Software.
В 2012 году Bethesda перевыпустила Doom 3 под названием BFG Edition, исправив ситуацию с фонарём, а также включив в комплект дополнение и поддержку очков виртуальной реальности Oculus Rift. Увы, даже это не принесло третьей части большой популярности.

Магия встроенного фонаря в Doom 3 BFG Edition (2012)
Так или иначе, Doom 3 стал последним большим релизом для независимой id Software. В 2009 году компанию купила ZeniMax, владеющая студией Bethesda. Из четырёх основателей в id к этому моменту остался только Джон Кармак.
Мобильные эксперименты (Doom RPG, Resurrection)
В 2005 году состоялся релиз Doom RPG, пошаговой ролевой игры для мобильных устройств. Она стала сюжетным спин-оффом третьего «Дума», получила высокие оценки критиков и тоже продалась миллионным тиражом. Разработал её Джон Кармак. В 2009 году даже вышло продолжение Doom II RPG.
В том же 2009-м появился ещё один мобильный проект во вселенной — рельсовый шутер Doom Resurrection. Сюжетно он рассказывал предысторию третьей части. А геймплейно представлял собой стандартную стрелялку на смартфоне. Основные действия, такие как выстрел и перезарядка были вынесены на экран для удобства тапания по иконкам.

Doom Resurrection (2009)
Отменённый Doom 4 и кризис id Software
Несмотря на смену юридического статуса, работу над серией Кармак не забросил. Разработка Doom 4 стартовала в 2007 году. История на этот раз была принципиально иной. Действие с самого начала должно было происходить на Земле. Триггером катастрофических событий стал вирус. А из старого доброго оставались только демоны, дробовик и ОАК.

Doom 4, отменённый проект
По словам одного из разработчиков, игра была больше похожа на Call of Duty. И хотя для конца 00-х и начала 10-х это был скорее комплимент, проекту всё же не удалось добраться до релиза. Doom 4 окончательно отменили в 2013, спустя 6 лет после начала разработки.

Doom 4, отменённый проект
Тогда же закончилась и ещё одна веха в истории серии. Студию id Software покинул Джон Кармак, последний из её сооснователей. Для Думгая это могло стать концом. Но вместо этого стало новым началом.
Возрождение серии (2016-2025)
Doom (2016): возвращение к корням
Говорят, в одну реку нельзя войти дважды. Но только если ты не id Software. Студии удалось сделать одну и ту же игру трижды. В Doom 2016 хронология обнуляется. Мы снова на Марсе боремся с дьявольским нашествием, которое началось после неудачного эксперимента ОАК. Вот только герой теперь не просто безымянный морпех, а Палач Рока, раскопанный вместе с древними технологиями борец со злом.
Игру разработали на движке id Tech 6, благодаря чему получилась она очень красивой. Но надо отдать должное и художникам, ведь именно они ответственны за создание живописных видов Марса и Ада. Сюжет «Дума» по-прежнему прост. Но, пожалуй, впервые он сделан на должном уровне. Персонажи по-своему последовательны, события логичны, узнавать историю мира интересно. Хотя без этого вполне можно обойтись.

Персонаж Doom (2016), которого вы забудете
Ещё в новом Doom внезапно появилась система прокачки. Выполняя задания и собирая ресурсы на уровнях, можно совершенствовать оружие и броню. И это не косметические, а вполне ощутимые улучшения. Невнимательность при прохождении первых уровней может дорого обойтись на более поздних этапах игры. Но возвращаться в начало, чтобы наверстать упущенное, тут никто не запрещает. Так что безвыходных ситуаций игра не создаёт.

Апгрейд в Doom (2016)
Ещё одно новшество — система арен. Теперь противники не просто раскиданы по уровню, а сгруппированы в специально подготовленных для боя местах. Покинуть их до конца разборки, как правило, нельзя. Врагов много. С ними можно разобраться старым добрым способом — shoot it until it dies. Но не лучше ли рискнуть и порвать чертей голыми руками? За такие зверства дают бонусы — аптечки или боеприпасы.

Демоническая красота Doom (2016)
В общем, то ли фанаты серии соскучились, то ли игра действительно вышла классной, но встретили её на ура как простые игроки, так и журналисты. На Метакритике ПК-версию игры оценили в уважаемые 85 баллов. Ещё она получила несколько престижных наград, среди которых «Лучший экшн» на The Game Awards 2016.
Первый Doom без Кармака получился достойным. И хотя он во многом опирался на своих предшественников, новый вектор развития серии стал понятен. Осталось всё это развить и приумножить.
Doom Eternal (2020): максимум хаоса
Doom Eternal вышла в 2020 году. По ней сразу стало понятно, что новые разработчики очень поверили в себя. На смену кармаковскому сюжету «как в порно» пришёл не просто сюжет, а сюжетище, особенно с учётом дополнений.
Суровая, местами даже мрачная атмосфера старых частей сменилась яркой, цветастой и почти мультяшной. Особенно бьют по глазам кислотные аптечки и боеприпасы, вылетающие из врагов после добивания. Также появился платформинг. Ведь именно эта механика ассоциируется у большинства игроков с суровыми «мясными» шутерами, не правда ли?

Яркое добивание в Doom Eternal (2020)
Будто чувствуя вину за такой резкий отрыв от корней, разработчики нового дума сюжетно связали новые игры с оригинальными частями (кроме Doom 3). Теперь Думгай в игре 1993 и Палач Рока в играх 2016-го и 2020-го это официально один и тот же персонаж.
А ещё на базе игрока в Doom Eternal есть компьютер, на котором установлены классические Doom и Doom II. Так что пользователь буквально может играть в Doom, пока играет в Doom. Учитывая, что запустить старые игры на современном ПК без эмулятора практически невозможно, такая возможность здесь очень кстати.
Отдельного упоминания заслуживают дополнения The Ancient Gods. Если основная Eternal сюжетно примерно основывается на Doom II, то дополнения улетают куда-то в совершенно немыслимом направлении. Не будем вдаваться в подробности, но отметим, что заветы Кармака были благополучно забыты. Если только кто-то не догадался снять порнофильм с похожим сюжетом.

Doom Eternal: The Ancient Gods 2 (2021)
Несмотря на брюзжание некоторых фанатов на тему излишней мультяшности, Eternal на момент выхода стала самой успешной частью серии и по оценкам (88 баллов на Метакритике), и по финансам (454 миллиона долларов за 2020 год по данным SuperData). Не обошлось без целой охапки наград и звания «Игра года на ПК».
Отличился Doom Eternal и датой релиза. Игра вышла в один день с супер милым симулятором жизни Animal Crossing: New Horizons. И интернет не смог пройти мимо. Сеть наполнили шутки и мемы на тему противостояния двух франшиз. Появилась даже выдуманная игра-кроссовер Doom Crossing: Eternal Horizons. Так что, в игровом мире был свой «Барбенгеймер» ещё в 2020 году.

Doom Crossing: Eternal Horizons
Doom: The Dark Ages (2025): средневековый поворот
Несмотря на огромное разнообразие форматов и визуальных стилей, все игры серии Doom были преимущественно научной фантастикой. Но при разработке новой части id решилась на действительно мощный эксперимент. И густо замешала туда тёмное фентези. Намёки на это были уже в DLC к Eternal. Но в новой части разработчики пустились во все тяжкие.
Визуальная составляющая стала более тёмной и мрачной. Геймплей — более жёстким и тягучим. Важную роль теперь стал играть ближний бой. Для этого герою даже выдали специальный щит, работающий как бензопила. Выглядит он красиво, бьёт сильно — красота! А ещё The Dark Ages может похвастаться, пожалуй, самым сложным и проработанным сюжетом в серии. Хронологически игра является приквелом Eternal. Но полностью самостоятельным.

The Dark Ages (2025)
В результате получился очередной хит с 85 баллами у ПК версии на Metacritic. И тремя миллионами игроков только в первые пять дней после релиза нового дума. The Dark Ages — одна из самых красивых и масштабных игр года.
Spin-оффы и эксперименты
VR-опыты и мобильные игры
В декабре 2017 года id и Bethesda решили замахнуться на виртуальную реальность и выпустили игру Doom VFR для VR-шлемов. С точки зрения геймплея это, по сути, был всё тот же Doom 2016 года. Просто оптимизированный под устройства HTC Vive и PlayStation VR. А вот сюжет неожиданно заиграл новыми красками. Во-первых, это приквел Doom’a. Во-вторых, главный герой — это не Думгай, и даже не прилетевший ему на смену сотрудник охраны. Отстреливать демонов тут предстояло доктору Абрахаму Питерсу, чьё сознание после смерти перенесли в искусственную мозговую матрицу.

Doom VFR (2017)
Проект, несмотря на свою оригинальность, не взлетел. Продажи были низкими, а оценки критиков смешанными. Стрельбу в игре многие хвалили. А вот за неудобную механику перемещения и плохо адаптированные под VR уровни, разработчикам досталось. Кое-кто из обзорщиков ещё жаловался на скучный сюжет, но такое в Doom вполне можно считать на багом, а фичей.
В 2021 году Doom сделал ещё один заход в VR. Причём с игрой Doom III. На этот раз в шлеме виртуальной реальности разработчики предлагали пройти свежий ремастер 2019 года. Но и эта попытка закрепиться в новой нише потерпела фиаско. Ни высоких продаж, ни восторженных отзывов критиков игра не дождалась.
Mighty Doom и другие проекты
Но самый необычный представитель франшизы вышел в 2023-м под названием Mighty Doom. Это тоже игра для мобилок с милой мультяшной графикой и старым добрым ультранасилием. Если найдёте — качайте и радуйтесь!

Mighty Doom (2023)
Конечно, есть ещё миллион модов и наборов карт разной степени официальности для оригинальных Doom’ов. В том числе, например, Sigil 2019 года, который сделал сам Джон Ромеро. Но даже простое их перечисление в хронологическом порядке займёт слишком много места, поэтому предлагаем вам изучить моды самостоятельно.
Модификации и пользовательский контент
Как уже можно было догадаться, ещё одно направление, пионером в котором стало детище id, это моддинг. Кармак и Ромеро были сторонниками свободного творчества, поэтому оставили в игре возможность создавать и загружать моды всем желающим. Если вы когда-нибудь сражались с паровозиком Томасом в Skyrim, знайте, что ноги этого безобразия растут из Doom. И чего только креативные фанаты не натягивали на этот шутер. От сеттинга Звёздных войн до симулятора борьбы с политикой Маргарет Тэтчер.

Мод на Doom от противника политики Маргарет Тэтчер
Отдельного упоминания заслуживает мод Russian Overkill. Во-первых, он переполнен довольно весёлой «клюквой» типа Ready, Tovarisch? на старте и Get Drunk вместо New Game. А во-вторых, с точки зрения ураганности геймплея этот мод выкручивает базовые настройки ближе всего к абсолютному максимуму. Тут огромное количество супермощных пушек, а вместо одного протагониста сразу три на выбор: Cyborg, Commando и Treesagent. Каждый — со своим стартовым оружием и дополнительными фишками.
Doom в популярной культуре
Экранизации: провалы Голливуда
Вплоть до Eternal сюжет в серии Doom не был сильной стороной, но в Голливуде игру очень хотели экранизировать. Первую попытку предприняла студия Universal в 2005 году. Видимо, план был: хайпануть на выходе Doom 3. Но тогда не сдюжила даже сама игра, что уж говорить о фильме.
На кинокартину выделили приличные 60 миллионов долларов бюджета, а на одну из главных ролей позвали Дуэйна «Скалу» Джонсона. В режиссёрское кресло сел Анджей Бартковяк, снявший перед этим всего три боевика: два с Джетом Ли и один со Стивеном Сигалом.

Фильм Doom (2005)
В результате фильм получился скучным, никому не понравился и полностью провалился в прокате. Дуэйна Джонсона даже номинировали на антипремию «Золотая малина» как худшего актёра года. Анджей Бартковяк тоже получил на орехи, но не пал духом. Уже в 2009 он снял ужасное кино Street Fighter: The Legend of Chun-Li, а в 2017 порадовал немногочисленных фанатов фильмом «Максимальный удар» с Александром Невским и Дэни Трэхо. Незавидная карьерная лестница.
Глядя на это безобразие, студия Universal снова экранизировала игру в 2019 году. Получилось чуть лучше, но «Doom: Аннигиляция» всё ещё плохая картина. Зато на этот раз она хотя бы дешёвая и весёлая. Найти купца на такой товар, в принципе, можно. Тем более что в широкий прокат этот фильм не вышел, поэтому о его провале никто не узнает.

Фильм Doom: Аннигиляция (2019)
Мемы и феномен «Doom работает везде»
Но и оригинальный Doom всё ещё по-своему актуален. Энтузиасты постоянно соревнуются, запуская культовую игру на самых разных устройствах: калькуляторе, тесте на беременность, аппарате УЗИ и бензопиле. Лорен Рамлан из Массачусетского технологического института (MIT) и вовсе смогла запустить игру на кишечной палочке. Подробнее о необычных устройствах для запуска Doom читайте на карточках в нашем Telegram-канале.

Doom, запущенный на тесте на беременность
Книги, комиксы и мерчандайз
Первая Doom знаменита своим равнодушием к сюжету. Слишком серьёзное отношение к нему даже стоило работы сооснователю id Тому Холлу. Но желание зарабатывать на известном бренде оказалось слишком велико. Поэтому по франшизе появились книги. Чтобы добавить в историю про отстрел адской фауны хоть немного драматургии, героев тут прописали сразу двух. Это морпех Флин «Флай» Таггарт (он же Палач Рока) и его напарница по опасному бизнесу Арлин Сандерс. С точки зрения литературы получившееся, конечно, оценивать сложно. Но фанаты серии могут ознакомиться исключительно из любопытства.

Кармак недоглядел…
Куда более подходящим форматом для раскрытия истории Doom стали комиксы. И 1996 году за авторством Стива Белинга, Майкла Стюарта и Тома Гриндберга по франшизе вышел 16-страничный ван-шот «Doom: по колено в мертвецах». Сюжет там простой и довольно точно соответствует названию. Сама рисовка весьма средняя. Но ознакомиться с ним тоже можно. Шестнадцать страниц — это всё же не несколько длинных романов.

И это тоже Doom… По колено в мертвецах (1996)
И, конечно, как любая успешная вселенная, Doom порождает на свет тонны разного мерча. От футболок и кружек с логотипом до игрушечных BFG и фигурок Funko POP! И это не считая огромного количества самодельных предметов и костюмов Думгая, без которых не обходится ни одно приличное дефиле косплееров на практически любой фанатской конвенции.
Рейтинг игр серии: от худших к лучшим
Если хотите познакомиться с серией, но времени на все 20+ игр у вас нет, мы подготовили небольшой рейтинг основных частей. Чтобы вы знали, на что стоит потратить время, а к чему стоит прикасаться только в крайнем случае.
ТОП-3 лучших игр серии
- Doom II: Hell on Earth
- Doom: The Dark Ages
- Doom Eternal
Средний уровень
- Doom (2016)
- Doom 3
- Doom 64
Неудачные эксперименты
- Mighty Doom
- Doom RPG 1&2
- Doom Resurrection
Практический гайд для новичков
И ещё немного советов для тех, кто только открывает для себя прекрасный мир преисподней.
С чего начать знакомство с серией
Если вы опытный игрок, у которого пиксельная картинка вызывает не раздражение, а приятную ностальгию, начните с классики. Doom в 2025 смотрится устаревшим, но играется всё ещё на удивление бодро. А потом, если понравится, все игры можно пройти в хронологическом порядке.

Начало начал Doom
Если олдскульные игры слишком сильно режут вам глаза гранями пикселей, ваша точка входа — Doom 2016 года. Это актуальная на сегодня игра, которая в то же время передаёт дух классики. И, конечно, любому игроку, вне зависимости от возраста и опыта, также стоит поиграть в последние две игры серии Doom Eternal и Doom: The Dark Ages.
Системные требования и совместимость
Если первый Doom запускается буквально на чём угодно, современные части к железу уже куда требовательнее. Чтобы запустить DOOM: The Dark Ages, нужна такая сборка:
- Процессор: Intel Core i7 10700K / AMD Ryzen 7 3700X
- Видеокарта: NVIDIA RTX 2060 Super / AMD RX 6600
- Оперативная память: 16 ГБ ОЗУ
- Место на диске: 100 ГБ (SSD)
- Операционная система: Windows 10 / 11 (64-разрядная)
А уж чтобы поиграть с комфортом и высокими настройками хорошо бы иметь такой ПК:
- Процессор: Intel Core i7 12700K / AMD Ryzen 7 5700X
- Видеокарта: NVIDIA RTX 3080 / AMD RX 6800
- Оперативная память: 32 ГБ ОЗУ
- Место на диске: 100 ГБ (SSD)
- Операционная система: Windows 11

Красота, которая требует жертв в The Dark Ages (2025)
Впрочем, ради такой игры не грех как следует проапгрейдить своё железо. Ты можешь сделать это сам. Но если чувствуешь, что лень разбираться в технических нюансах — обращайся к нам. По промокоду NEWPC сделаем скидку 5% на всё.
Где купить и как запустить классические игры
До недавнего времени проблем с покупкой игр серии Doom не было вовсе. Но сейчас на территории России в Steam и других официальных магазинах они не доступны. Конечно, их всё ещё можно без проблем достать в интернете обходными путями. Причём в сборках, уже оптимизированных для современных систем, так что проблем с запуском даже на Windows 11 быть не должно.
Но если вы чтите закон, то в классические части серии можно зарубиться онлайн на различных сайтах с ретро-играми. Это заодно решит проблему с оптимизацией и совместимостью. Для этого вам всего лишь нужен быстрый интернет и проверенный браузер. Но это небольшая цена за возможность приобщиться к легенде.
Будущее франшизы
Несмотря на почтенный возраст, серия Doom сегодня жива как никогда. Финансовый успех и восторги критиков всё ещё с ней. А значит, новая часть не заставит себя долго ждать. Будет ли это развитие линии тёмного фентези или разработчики снова решатся на эксперимент — покажет время. Но совершенно точно новый «Дум» опять станет грандиозным событием в игровом мире.





