

Сейчас подлатаем: что такое патчи для игр и как их делают
Содержание
Ищете идеальный компьютер?
Мы поможем подобрать ПК под игры, работу или учебу.
Патчи — это не только косметические маски твоей девушки. Для геймеров это пакеты данных с новыми текстурами, моделями, кодом и даже сюжетными эпизодами. Их разработчики используют как пластырь для «болячек» видеоигр — исправляют баги, вылеты и улучшают оптимизацию. Разбираемся как работают патчи, из чего состоят и почему иногда весят как целая игра.
Некогда читать лонг? В нашем Telegram-канале можешь полистать карточки про патчи, которые доломали уже сломанные игры.
Происхождение термина
В 1950–1970 годах перфокарты и перфоленты были основным носителем информации для громоздких ЭВМ. Ленты делали из бумаги или триацетата целлюлозы. Последний использовали в основном для изготовления киноплёнки и фотоплёнки.
Данные на готовые ленты «записывали» через специальные сквозные отверстия-перфорации. ЭВМ считывал их последовательности, загружал в память и выводил результат на экран.

Перфолента для ЭВМ Harvard Mark I
Содержимое перфолент можно изменять — на каждой были предусмотрены участки, в которые вклеивались переписанные куски «программ». Вклеивали их с помощью перфокарт. После карточки выбрасывали и меняли на новые, с более актуальными изменениями.

Типовая перфокарта
Перфокарты выполняли функцию заплаток для основного кода на перфоленте. Так авторы исправляли ошибки или добавляли новые функции. Этот процесс в английском языке называли patching («внесение исправлений»). Понятие было образовано от слова patch («заплатка»).
По сути перфоленты для старых ЭВМ можно сравнить с основным дистрибутивом любой современной видеоигры. Код её «тела» готов, но есть места, которые можно или нужно изменить. С перфокартами в этом случае можно сравнить загружаемые патчи и другие обновления. Это кусочки кода, который точечно встраивается в структурированный организм.
Зачем вообще нужны патчи?
Видеоигры — сложные конструкции, сотканные из кода. При взаимодействии друг с другом их механики, логика, баланс и ассеты могут начать конфликтовать, потому что идеального кода попросту не существует. Наоборот, чем больше в играх функций и возможностей, тем больше переменных. Чем больше переменных, тем шире простор для возникновения ошибок.
В результате появляются баги. Одни могут развеселить смешными анимациями и слегка испортить погружение, а другие — сломать прогресс и сделать игру непроходимой.
В идеале тестировщики должны выловить все баги до выхода игры. Если им это удаётся, игру называют «отлично оптимизированной». Но если багов осталось много, авторам игры приходится выпускать патчи.
Разработчики из CD Projekt RED сравнили этот непростой процесс с «операцией на открытом сердце».

The Witcher (2007)
Пакеты контента содержат в себе исправления ошибок, новую графику, улучшения производительности и даже новые механики.
Авторы Mount & Blade 2 Bannerlord постепенно добавляют новые возможности. Например, в одном из последних обновлений игрокам стали доступны механики скрытности, чтобы процесс побега из тюрем и подземелий не казался скучным. Теперь можно красться, отвлекать внимание, таскать и прятать тела, чтобы противники не подняли тревогу.

Mount & Blade 2 Bannerlord (2022)
Новые возможности добавляет и студия Owlcat в Warhammer 40,000: Rogue Trader. Даже после анонса двух новых игр — The Expanse: Osiris Reborn и Warhammer 40,000: Dark Heresy. В фокусе авторов не только точечное исправление багов, баланса и добавление нового редкого оружия, но также пункты вроде расширенного меню кастомизации персонажей. Ещё авторы постепенно переписывают истории происхождения героев, которые не понравились игрокам.
Иногда вместе с патчами разработчики добавляют новый сюжетный контент, который тянет на полноценное DLC. Например, недавно разработчики Hades II выпустили обновление, расширяющее истинную концовку. Всё из-за критики игроков — многим «дефолтный» финал показался спонтанным. Теперь история подводит к развязке постепенно, а новые сцены углубляют характеры ключевых персонажей.

Hades II (2025)
Похожее обновление недавно выпустила и Ubisoft для Assassin's Creed Mirage. С новым режимом сложности, улучшенными механиками передвижения и сюжетной главой в большой локации Долина памяти. За полноценное DLC, которое маскируется под простой патч, платить не надо.
Как чинили игры раньше и как это происходит сейчас
Рост мощностей приставок и развитие интернета позволили разработчикам выпускать обновления на постоянной основе. Консоли обзавелись HDD и SSD, а ограничения дисков перестали быть проблемой. Ждать релиза дополненной версии и штудировать официальные сайты в надежде найти нужный патч стало не нужно — всё автоматически загружается через Steam, PSN, Microsoft Store и другие сервисы.

20 лет назад Steam выглядел так. Почувствуй себя старым
Есть мнение, что комфорт расслабил разработчиков — зачем включать в релизный билд то, что можно выпустить в любой другой день? Из-за этого принято считать, что тесные рамки дисков подталкивали авторов вычищать из игр все возможные недоработки. Чтобы игрок, покупая диск, получал полностью рабочую версию «из коробки».
Успешные и популярные игры действительно продолжали «чинить» после релиза. Для оригинальной The Witcher выпустили десяток патчей и новый контент, который позже включили в «Серебряное издание». Оно выходило на отдельном диске и за него нужно было отдельно платить. Похожая история произошла с The Elder Scrolls IV: Oblivion. Сначала Тодд Говард продавал патчи и сюжетные дополнения на отдельных DVD, а потом — предложил купить Oblivion ещё раз, уже в составе Game of the Year Edition.

The Elder Scrolls IV: Oblivion (2006)
Чаще случалось так, что игры с плохим техническим состоянием не получали никаких патчей из-за скромных показателей продаж. Большие и забагованные игры вроде Vampire: The Masquerade – Bloodlines, Gothic 3 или Star Wars: Knights of the Old Republic II – The Sith Lords разработчики забрасывали сразу после релиза.
Сейчас успешные игры поддерживают ещё охотнее, чем раньше. Яркий пример — студия Larian. Уже полтора года она поддерживает хитовую Baldur`s Gate 3 патчами и новым контентом из-за чего игра раз за разом возвращается в топ Steam.

Поддержка Baldur`s Gate 3 стала мемом
Не бросают и провальные игры, даже после громкого скандала на релизе. Баги в MindsEye и ремастере Warhammer 40,000: Space Marine продолжают чинить, несмотря на низкий спрос со стороны игроков.
Неофициальные «заплатки»
После громкого релиза Cyberpunk 2077 студия CD Projekt RED своими силами патчила RPG-шутер больше трёх лет. Сейчас игру можно комфортно пройти и на ПК, и на консолях. Не у всех разработчиков есть 8 миллионов предзаказов, щедрые кредиты от издателя и огромный бюджет, накопленный с продаж The Witcher 3: Wild Hunt.

Слева — Cyberpunk 2077 в 2020 году. Справа — в 2025-м
Если в игре много багов, а ресурсов на многолетнюю поддержку нет, авторы выполняют «минимальную норму». Выпускают патчи, чтобы устранить критические ошибки и оптимизировать частоту кадров, но оставляют нетронутыми ошибки поменьше. Потом они переключаются на разработку другой игры или вовсе закрываются. Дальше за дело берутся фанаты. Они самостоятельно дописывают код, дорабатывают графику и выпускают неофициальные патчи.
Так случилось с Gothic 3. На релизе в 2006-м её техническое состояние оказалось хуже, чем у Cyberpunk 2077 в 2020-м. Разработчики Piranha Bytes утверждали, что винить в этом стоит издателя JoWooD, который давил на авторов и заставил их выпустить не готовую игру.

У Gothic 3 был большой аддон Forsaken Gods за авторством индийской студии Trine Games. Багов там было ещё больше
Почти 20 лет назад Gothic 3 могли пройти только счастливчики — багов было столько, что хватило бы на четыре игры поменьше. Персонаж игрока постоянно проваливался под карту, частота кадров стабильно находилась в районе 15 FPS, а сюжетные NPC зависали в самый неподходящий момент. Например, не могли перейти мост во время эскорт-миссии.
Фанаты решили доделать игру самостоятельно. Инициативу Community Patch Team поддержали Piranha Bytes и JoWooD. Команде даже предоставили доступ к исходному коду и инструментам, но исключительно в независимом формате — без давления и, соответственно, без оплаты труда.

После Community Patch Gothic 3 стала себя чувствовать как Cyberpunk 2077 в 2025. А вот Forsaken Gods никакие «заплатки» не спасли
Работа над Community Patch заняла три года. Ошибок в игре осталось немало, но теперь её можно хотя бы пройти до конца практически без боли. Наработки Community Patch Team подхватила другая команда — Mad Vulture Games. Она продолжила вносить небольшие исправления в баланс.
Спустя десятилетия фанатские патчи становятся частями официальных сборок. Так случилось с версией Vampire: The Masquerade — Bloodlines для магазина GOG и с Serious Sam 2. В честь 20-летия шутера выпустили обновление с фанатским патчем Renovation Mod. Игроки не только переработали баланс, камеру от третьего лица и управление, но также перерисовали иконки в высоком разрешении без вмешательства в оригинальный художественный стиль.

Serious Sam 2 Renovation Mod
Патчи-тизеры
Иногда издатели используют патчи в качестве маркетинговых инструментов. Чтобы привлечь внимание к будущим ремастерам или новым проектам.
Так студия Frictional Games недавно начала тизерить следующую игру. В качестве платформы авторы используют обновления для атмосферного ужастика SOMA. В описании разработчики упомянули, что «пользователи теперь могут получать подозрительные письма». Студия превратила простое обновление в отдельную игру — настоящее детективное расследование.
Патч добавил в компьютер, которым герой пользуется в начале игры, вкладку со спамом. В ней — загадочное письмо с символами. Расшифровка отправила игроков на сайт несуществующего отеля Samsara. Возможно, так авторы намекают на место действия следующего проекта.

Кадр с загадочного сайта
Далеко не все компании действуют настолько тонко. Например, недавно Activision выпустила патчи для первой Prototype. К 600 МБ нового контента даже не прикрепили список исправлений или комментарии от разработчиков. Пакет «сломал» популярную модификацию PrototypeFix, необходимую для запуска игры на современных ОС. Мод исправлял критические баги и решал проблемы с новым железом.
Заодно компания обновила титры — теперь в них числятся разработчики из студий Beenox, Demonware и Iron Galaxy Studios. Последняя работала над Uncharted: Legacy of Thieves Collection. Все три студии не были причастны к разработке оригинальной Prototype. Основываясь на находках, фанаты предположили, что компания готовит полноценный ремастер.

«Пропатченные» титры Prototype
Как создаются патчи
В играх сломаться может что угодно — от анимаций и моделей, до логики и пространства как такового. Баги всегда будут в играх в том или ином виде, даже если речь идёт о простом «симуляторе ходьбы» вроде Firewatch или Observer.
Во время разработки отловом багов занимается команда тестировщиков или лично авторы игры, если речь идёт об инди. Выявленные баги классифицируют по важности и «вредности» для прохождения. Критические ошибки, которые блокируют историю, исправляют в первую очередь, а забавные случайности, вроде летающих мамонтов из The Elder Scrolls V: Skyrim оставляют на потом.

The Elder Scrolls V: Skyrim (2011)
Тестировщики заполняют баг-репорты с детальными описаниями ситуаций, в которых возникают ошибки, а после отправляют отчёты программистам. Перед началом работы программисты проверяют приоритетность багов и берутся за те, из-за которых невозможно играть. Далее идут те, что портят впечатление, но не ломают игру, а после — незначительные.
Грань между авторами и аудиторией истончилась, поэтому после релиза игры объёмы работы увеличиваются. Процесс повторяется, но уже не на основе отчётов тестировщиков, а на основе обратной связи от игроков. Пожаловаться на баги можно в отзывах Steam или на форумах. Ещё можно заполнить быстрый баг-репорт на сайте компании или написать авторам напрямую. Например, в соцсетях или по электронной почте.

Форма пользовательского баг-репорта на официальном сайте поддержки Gearbox
На основе отзывов разработчики «чинят» проблемные места. Новые куски кода, графика, звуковые файлы и ролики становятся составляющими патчей или экстренных обновлений. Они загружаются через сервисы цифровой дистрибуции, заменяют исходные файлы уже установленной игры или дублируют их с приоритетом в пользу новых файлов.
Отправка и доставка файлов стоит на трёх столпах:
- Сервер разработчика, на котором собирают новые патчи и билды;
- Сервер цифровой площадки, которая распространяет новые патчи и билды среди пользователей;
- Пользовательский клиент, в который встраиваются новые файлы.
Сервисы не всегда работают на стороне авторов. Некоторые берут плату за доставку обновлений или задерживают выход патчей. Последним часто грешит Nintendo. Политика компании предполагает долгую и дотошную проверку всех файлов, загружаемых в сервис eShop.

Выдержка из памятки Nintendo для разработчиков: «Прежде чем опубликовать свой продукт, вам необходимо отправить его на рецензирование в Nintendo. Процесс необходим, чтобы игра соответствовала производственным стандартам Nintendo. Помните о рекомендациях Nintendo на протяжении всего процесса разработки!»
Кому нужны длинные списки изменений
Выпуская патчи, разработчики оставляют на странице игры списки изменений (патчноуты). Иногда они короткие, а иногда — очень длинные и могут утомлять. Всё зависит от количества подсвеченных игроками проблем и проделанной работы.
Разработчикам патчноуты нужны, чтобы рассказать об изменениях и показать, что они прислушиваются к пожеланиям. А игрокам списки нужны чтобы ориентироваться в переработанной игре. Меняться могут механики, баланс навыков, экономика, персонажи, уровни, режимы игры и предметы. Иногда — кардинально.
Например, авторы Path of Exile часто меняют RPG так, что играть в привычном ритме и с выработанными стратегиями уже не получится. Как пишут авторы на сайте, «патчноуты — возможность держать руку на пульсе игры и не отставать от других».

Для патчноутов Path of Exile существует отдельный сайт. На скриншоте — малая его часть
Содержимое патчноутов интересно и киберспортсменам. Описания советуют читать профессионалы Dota 2 и Counter-Strike 2. По их мнению, знание о внесённых правках «спасёт от потенциально испорченных матчей». Любые изменения в балансе стоит учесть заранее, чтобы «не портить игру напарникам».
Иногда патчноуты используют в качестве пасхалок. Например, авторы Minecraft на протяжении долгих лет упоминали некого Хиробрина.

Хиробрин и патчноут, в котором говорится, что его удалили
Пометка, что он удалён была в каждом обновлении. Это отсылка к искажённой зловещей версии персонажа Стива из фанатского творчества по мотивам игры. Злодей стал настолько популярен, что его даже добавили в Книгу рекордов Гиннесса.
Похожим образом поступили авторы улучшенной версии The Witcher 3: Wild Hunt. В патчноуте они пообещали, что «игроков ждет множество новых секретов». Один из них оказался связан с Cyberpunk 2077.
Патчи, которые ломают игры
Иногда патчи, созданные для «починки» игр, ломают их ещё сильнее. Например, меняют баланс. Так в стремлении сделать игру интереснее, авторы Path of Exile 2 вызвали гнев игроков ослабив часть способностей у персонажей, снизив темп сражений и, заодно, увеличив сложность монстров в кампании. Оценка игры резко упала, а часть игроков ушла в другую мультиплеерную RPG — Last Epoch.

Path of Exile 2 (2024)
Похожим образом подразделение Tekken Project Team издательства Bandai Namco навредило файтингу Tekken 8. Патч 2.0 оказался катастрофой уровня Path of Exile 2. Всему виной стремление «перевернуть игру» жёсткими правками баланса — бойцам повысили урон от комбо, добавили неблокируемые приёмы и ввели систему баффов для новичков. Мультиплеерные матчи стали хаотичнее и запутаннее. Игроки и стримеры стали задумываться, в какую игру перейти.
Иногда игры вообще перестают работать. Так патч 1.3.0 для фантастического слэшера Stellar Blade должен был улучшить фоторежим, но по итогу сделал так, что игра перестала запускаться. Патч конфликтовал с инструментом UE4SS. Он необходим для работы модов. Игрокам пришлось выбирать, что для них важнее: установленные пользовательские костюмы для героини или обновление.
А в Souls-игре Wuchang: Fallen Feathers после патчей сломались… сражения с боссами. На релизе боевик активно критиковали игроки из Китая. Они были недовольны, что героине приходится убивать уважаемых исторических личностей из династии Мин. Команда создателей прислушалась к критике.

Wuchang: Fallen Feathers (2025)
Разработчики выпустили патч, после которого некоторых боссов невозможно убить. После тяжёлого сражения они устают, хвалят героиню и отправляются заниматься своими делами. К тому же часть противников на локациях превратились в мирных NPC. Это касается крестьян и солдат Мин. Отменять патч авторы не собираются. Что тут скажешь? Игроки сами напросились.
Патчи первого дня
Первое впечатление — самое важное. Именно по первым дням и неделям после релиза игры пользователи судят о её качестве вне критериев «интерактивного искусства» и «ценности для истории индустрии». Если багов много, а оптимизация оставляет желать лучшего, разгорается скандал. Если всё работает приемлемо и без вылетов — игру хвалят за оптимизацию.
Даже для игр без ярко выраженных проблем выпускают патчи первого дня. Просто чтобы релиз оказался максимально комфортным. Для Cyberpunk 2077 патч первого дня оказался и вовсе необходим — с ним у игроков было больше шансов пройти игру до конца.

Патч первого дня для Cyberpunk 2077 весил как самостоятельная игра
Стараясь соблюдать назначенные сроки, разработчики могут отправить игру с критическими багами на «золото». Пока она проходит проверку качества издателей и платформодержателей, записывается на Blu-Ray или загружается на серверы, авторы активно устраняют самые серьёзные недоработки. Обычно этот процесс занимает от трёх до шести недель.
Когда патч первого дня готов — его несколько раз перепроверяют в авральном режиме. Важно, чтобы релизный билд на старте продаж загружался сразу с патчами и никто не жаловался на неработающие скрипты в сюжетных заданиях, неработающие сохранения и регулярные вылеты. Мемы про баги и плохую оптимизацию редко поднимают продажи ААА-игр.
Проблемы с весом
Современные ААА-блокбастеры занимают много места на накопителях — от 60 до 200 ГБ. Сюда входят разные вариации моделей и текстур, ролики, звуковые файлы и код. Все ресурсы запакованы в архивы со множеством элементов, а не лежат в папках по отдельности.

Модель Евы из Stellar Blade с учётом разных костюмов весит 2 ГБ. А её анимации — почти 6 ГБ
Допустим, разработчики получают жалобу на «мыльную» текстуру камня в центре сюжетной локации. Её меняют на текстуру получше и выпускают патч. Средний вес 4К-изображения в разрешении 4096x4096 — от 20 до 70 МБ. Авторы добавляют новую текстуру в пакет контента, пишут патчноут о том, что её заменили и предлагают игрокам скачать из Steam… 16 ГБ вместо 70 МБ. Почему так?
В большинстве случаев новую текстуру нельзя скачать отдельно — её должны запаковать в архив, в котором хранятся все остальные текстуры. Иначе игра её просто не увидит — изображение будет находиться вне установленной иерархии файлов. Вместе с переработанной текстурой камня игрокам придётся перекачать все текстуры в заданном архиве. Теперь представьте, что исправить пришлось не только текстуру.

Авторы Star Wars: Battlefront (2015) сканировали камни с помощью технологии фотограмметрии. В результате получались модели весом в 5–10 ГБ. Чтобы добавить камни в игру, художники снижали количество полигонов и качество текстур. Слайд из презентации технического арт-директора DICE Кеннета Брауна
Обновления для актуальных игр могут весить по 30–50 ГБ. В первую очередь, как в примере выше, такой размер продиктован заменой архивов с непрограммными данными — графикой и звуком. Последний, даже в сжатом виде может занимать 14 ГБ от общего объёма файлов.
Яркий пример — английская озвучка Baldur's Gate 3. Звук лежит в отдельных архивах и если авторы решат добавить новые реплики — придётся перекачивать их заново.
Игры с бесконечными патчами
Актуальные игры, вроде Fortnite, Destiny 2 и Helldivers 2 всё сильнее становятся похожи на огромные цифровые организмы, по венам которых течёт не кровь, а файлы. Постоянный приток свежих обновлений и патчей помогает существовать и старожилам: World of Warcraft, World of Tanks, Warframe. Они «живут» благодаря аудитории — развиваются, обзаводятся новыми механиками и режимами, меняют движки, обрастают сюжетными дополнениями в других сеттингах.
Патчи в подобных проектах — не проклятие на загрузку очередных 50 ГБ, а важная часть игры. Например, патч 4.1.0 для Helldivers 2, который многие ждали с нетерпением, устраняет больше 200 багов и улучшает оптимизацию без кардинальных правок баланса.

Helldivers 2 (2024)
Другой пример — патчи для шутера FBC: Firebreak, действие которого происходит во вселенной Control и Alan Wake. После неудачного релиза и многочисленных жалоб, авторы решили переработать игру: добавить новое оружие, классы и мини-квесты, изменить локации и механику улучшения снаряжения.
Похожим образом поступила студия Digital Extremes после провального запуска Warframe в 2013-м. Прислушиваясь к отзывам игроков, разработчики выпустили больше сотни патчей и дополнений, которые превратили угловатый лутер-экшен в хит с постоянной аудиторией, прибыльной монетизацией и собственным ежегодным аналогом презентации State of Play.
В эту же сторону хочет двигаться студия Fatshark со своим кооперативным шутером Warhammer 40,000: Darktide. Авторы собираются развивать игру постепенно, опираясь на отзывы. Так с последним патчем в шутере появилась сюжетная кампания с диалогами и роликами.

Warhammer 40,000: Darktide (2022)
Разработчики отметили, что в кооперативные игры с упором на взаимодействия «сложно добавлять сюжет, потому что у игроков в рамках одного матча могут быть разные знания о происходящем и разная степень терпимости к снижению темпа игрового процесса ради повествования». Поэтому Fatshark выбрала точечный подход — «новые кусочки истории появляются вместе с патчами как части одного пазла».
«Железо» на котором World of Warcraft работала в 2004-м не годится для запуска актуальной версии с контентом, накопленным за 20 лет существования RPG. Поэтому готовиться к росту и развитию любимых игр стоит заранее.

Линейка доступных игровых компьютеров DigitalRazor Core
Присмотреть себе игровой ПК с хорошей видеокартой, процессором и вместительным SSD для больших патчей можно в DigitalRazor. Обрати внимание на линейку Core, которая сочетает стиль и сбалансированную конфигурацию с доступной ценой. Или приходи в наш апгрейд-центр за обновлением «железа». Пусть твой ПК идёт в ногу с прогрессом, растёт и дышит. А наши любовь, забота и официальная гарантия помогут ему не болеть. И да, вот тебе промокод на скидку 5% — NEWPC.






