


«Славные парни» из Чехии: история серии Mafia
Состоялся долгожданный релиз Mafia: The Old Country. Это четвёртая часть популярнейшей франшизы про, пожалуй, самую известную преступную организацию в мире. По этому случаю решили вспомнить историю становления серии, которая, несмотря на ни на что, всегда возвращается. Ведь, как говорил Розарио Агро, мафия бессмертна.
Если на лонгриды времени нет, можно быстро прочитать интересные факты о франшизе Mafia на карточках в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, мы публикуем там много интересного.
«Семья» из Брно
Вторая половина 90-х была бурным временем для игровой индустрии Восточной Европы. В Польше шла разработка так и не вышедшего «Ведьмака» от Metropolis. В России Петька и Василий Иванович готовились спасать Галактику. А в чешском Брно бизнесмены Петр Вохозка и Ян Кудера собирались покорить рынок разработки игр. Для этого в 1997 году они основали студию Illusion Softworks. Изначально в ней работало целых пять человек.

Один из отцов серии Mafia Петр Вохозка
Паны зашли в геймдев не с улицы. Петр к этому моменту уже два года владел компанией, которая издавала игры в Чехии. Называл он её скромно — Vochozka Trading. Кстати она же занималась дистрибуцией первых двух игр новой студии Lurid Land (1997) и Léto s Oskarem (1998). Для большинства игроков они остались практически незамеченными. Возможно поэтому дальше игры студии издавали уже сторонние компании TalonSoft и Take-Two Interactive.
Добиться определённого успеха смог лишь третий проект Illusion Softworks — тактический шутер Hidden & Dangerous (1999). Он получил неплохие оценки критиков — 74 балла у ПК-версии на Metacritic. И за год продался тиражом более 350 тысяч экземпляров, что весьма неплохо для продукта небольшой восточноевропейской студии. В 2000 году игра даже получила дополнение Fight for Freedom, а ещё три года спустя — сиквел. Но внимание разработчиков к этому моменту уже переключилось на следующий проект.

Hidden & Dangerous (1999)
Грабь награбленное
Мафия — неотъемлемая часть американской культуры. Знаменитый мафиозный босс начала ХХ века Аль Капоне по известности оставляет позади 90% президентов США. А фильмы про итало-американскую преступность стали классикой западного кинематографа. И речь не только о «Крёстном отце» полувековой давности. Такие фильмы всё ещё в тренде. Всего несколько лет назад «Ирландец» Мартина Скорсезе получил на очередной премии «Оскар» сразу 10 номинаций.
Но вообще-то к настоящей мафии Америка никакого отношения не имеет. Этот термин изначально применялся к организованной преступности на весьма конкретной территории. И даже не во всей Италии, а именно на Сицилии. Например, чуть севернее в Неаполе, местная «мафия» называется Каморра. А каноничная организация появилась и расцвела именно на южном острове у основания итальянского «сапога».

Настоящий босс сицилийской мафии Сальваторе «Зверь» Риина (1993)
Однако защитить свои авторские права сицилийцам не удалось. Сегодня США уверенно и с концами забрали бренд «Мафия» себе. И первые ассоциации с ним — это герои Аль Пачино из «Крёстного отца», Де Ниро из «Казино» и Рея Лиотты из «Славных парней». О том, насколько они далеки от южно-итальянского оригинала, робко шутили даже в сериале «Клан Сопрано». Поэтому вполне логично, что чехи «украли» уже «украденную» тему мафии для своей игры.
Amico Nostro
Разработку проекта про американскую преступность времён «Сухого закона» Illusion Softworks начала в 1998 году. На старте в команде было девять человек. Но, к счастью для всех, среди них был молодой и перспективный художник Даниэль Вавра. Современным игрокам он более известен как сооснователь студии Warhorse Studios и создатель успешной дилогии Kingdom Come: Deliverance. Но в конце 90-х ему было чуть за 20, а за плечами у него был всего один успешный проект, вышеупомянутый Hidden & Dangerous.

Ещё один из отцов серии — Даниэль Вавра
Зато энтузиазма и идей у него было в избытке. Благодаря этому он быстро выбился в соруководители проекта. «Сначала идея была в том, чтобы дать людям возможность пережить события, которые они видели только в кинотеатрах. И отдать дань уважения таким фильмам, как „Славные парни“ и „Крёстный отец“», — вспоминал потом Вавра, — «Но когда я копнул глубже, начал понимать, что собой представляют члены мафии. Они не желают подчиняться правилам и предпочитают устанавливать их самостоятельно. Я хотел рассказать полную историю гангстера — как он вступает в мафию в молодости, поднимается почти на вершину, а затем падает на самое дно».
Я не хочу никого поучать, но, похоже, многие криминальные игры упускают суть. Они пытаются создать идеальную песочницу с максимальными возможностями. Но в ней нет ни души, ни цели, ни смысла.
Разработчики прикладывают огромные усилия, создавая детализированные миры, но затем наполняют их клише, банальными историями, скучными персонажами-мачо и дешёвыми трюками... Мы же хотели, чтобы игроки вкусили всю жестокость жизни, которую выбрал герой.
— отмечал Даниэль.
Общее дело
Уже скоро ранняя версия игры была готова. Правда, она имела мало общего с получившейся в итоге Mafia: The City of Lost Heaven. Во-первых, называлась она тогда Gangster. А во-вторых, геймплейно она копировала вышедшую в 1999 году игру The Driver. То есть игроку, дойди это до релиза, пришлось бы всё время находиться за рулём.

The Driver (1999)
Помешал выпустить игру в таком виде движок. Его позаимствовали у Hidden & Dangerous, но для нового проекта он совершенно не подходил. Поэтому Illusion Softworks пришлось разработать собственный движок LS3D Engine. К 2001 году игру на него перенесли практически полностью. Но тут чешских разработчиков ждала новая неприятность. Свет увидела GTA III, которая задала новые стандарты криминальных экшенов в открытом мире.
«Мафию» снова бросились переделывать. Из клона The Driver она превратилась в клон Grand Theft Auto. Во всяком случае, геймплейно. Хотя Вавра позже отмечал, что общего между играми не так уж много. Он рассказывал: «Я знал о GTA. Я играл в неё ещё до релиза. Но единственное сходство было в том, что обе игры — с открытым миром и про преступления. GTA выросла из забавной двухмерной игры, сохраняя аркадность. А я хотел, чтобы наша игра была серьёзной и рассказывала историю для взрослых».
Сага начинается
Mafia: The City of Lost Heaven вышла на ПК 28 августа 2002 года. Команда разработчиков к этому моменту разрослась с 9 до 40 человек. Ставка в итоге была сделана на сюжет. Из-за этого многими геймплейными возможностями, даже уже готовыми, пришлось пожертвовать. Некоторые из них удалось пристроить в игровой режим «Большая прогулка». А некоторые, как, например, гонки (за пределами миссии «Честная игра») или симулятор бокса ушли окончательно. Но расстраиваться из-за этого было некогда.

Mafia: The City of Lost Heaven (2002)
Игра получила высочайшие оценки от критиков — 88 баллов на Metacritic. Кроме того, её номинировали на премию GameSpot в номинации «Игра года». Но главное, что Mafia показала весьма неплохие цифры продаж. К августу 2007 года по официальным данным было продано более 2 миллионов копий. Немного омрачали праздник постоянные сравнения с GTA III. И далеко не всегда в пользу чехов. Например, на Metacritic у американской игры на 5 баллов больше. Но даже поклонники игры Rockstar отмечали более живой и атмосферный мир, а также серьёзный акцент на сюжет и невероятное внимание к деталям.
Например, поведение каждого автомобиля на дороге просчитывалось более чем по 40 реальным параметрам. Таким как лобовое сопротивление воздуха или расход топлива. Общественный транспорт города был детально проработан и полностью интерактивен. При перезарядке оставшиеся патроны выбрасывались вместе с обоймой (что впечатляло правдоподобностью, но жутко раздражало). Даже полицейские при виде преступлений, как в жизни, бежали в телефонную будку, чтобы вызвать подкрепление.
Ещё одно ключевое отличие от основного конкурента — разделение на отдельные линейные (за редким исключением) миссии. В основной кампании открытый мир присутствует только как фон. Но для любителей к игре прикрутили и режим песочницы «Большая прогулка». Тут всё, как в GTA. Есть дом с гаражом, возможность зарабатывать деньги, покупать оружие в магазине. А миссии нужно находить на карте. Сюжета как такового тут нет, зато весёлых активностей и культурных реминисценций (например, к фильму «Скорость») полно.

Mafia: The City of Lost Heaven (2002), магазин оружия в режиме «Прогулка»
Уход на пике
Сюжет игры пересказывать бессмысленно. Кто уже прошёл её — никогда не забудет эту историю. Остальным нужно срочно лично ознакомиться с этим потрясающим произведением. А вот некоторые отсылки и намёки разобрать всё-таки стоит. Во-первых, сам вымышленный город Lost Heaven взял за основу Чикаго, но с элементами Нью-Йорка и Канзас-сити. А картинная галерея из финальной миссии вовсе основана на музее истории искусств из австрийской Вены.
Криминальная семья Морелло имеет реальный прототип — семью Морелло, орудовавшую в Нью-Йорке начала ХХ века. Глава другой семьи Эннио Сальери назван в честь двух композиторов Эннио Морриконе и Антонио Сальери. Механик Лука Бертоне носит имя итальянской автомобильной компании Bertone. А гоночная трасса из миссии «Честная игра» является упрощённой версией настоящей трассы WeatherTech Raceway Laguna Seca. И это только небольшая часть того, что можно заметить при прохождении. Трудно сказать, помогло ли именно это, но от игры в целом все были в восторге.

Знаменитая своей сложностью гонка в Mafia: The City of Lost Heaven (2002)
Казалось бы, для небольшой чешской студии, в портфолио которой это был всего лишь четвёртый проект, успех сумасшедший. На небосклоне игровой индустрии зажглась новая звезда… Но, как самостоятельная студия, Illusion Softworks после «Мафии» выпустила только сиквел Hidden & Dangerous и, совместно с другой чешской студией Pterodon, две части серии Vietcong. В январе 2008 года разработчика купила Take-Two Interactive и провела ребрендинг. Так закончилась история Illusion Softworks и начался путь 2K Czech.
Обманутые ожидания
С продолжениями настолько успешных проектов как правило долго не тянут. Впервые о работе над второй Mafia в студии упомянули уже в 2003. Тогда штат Illusion Softworks уже насчитывал 170 сотрудников, и выход сиквела казался делом пары лет. Но как это нередко случается у молодых и резко выросших студий, важный проект угодил в производственный ад.
Среди главных проблем в СМИ выделяли конфликты в команде разработчиков и многократную смену движков. Так, ранние билды в 2004 году были сделаны на популярном в 00-х RenderWare. Его также использовали создатели GTA III, Need for Speed: Hot Pursuit, The Sims 3 и отечественной игры «Бой с тенью». Но он продержался не долго. Продюсер игры Лукаш Кюре вспоминал: «По разным причинам нам пришлось менять движок более трёх раз».

Демонстрация раннего билда Mafia II на движке RenderWare
В конечном итоге, как и в случае с первой частью, студия решила разработать свой движок. Им стал Illusion Engine. Частично он использовал наработки предыдущего движка LS3D, но по большей части был полностью новым и использовали его только в серии Mafia. На нём впоследствии создадут вторую и третью части, а также Definitive Edition оригинальной игры.
Войны за влияние
Через 5 лет после выхода первой части, 21 августа 2007 года, студия, наконец, официально анонсировала Mafia 2. Случилось это на одной из крупнейших в Европе выставок Games Convention в Лейпциге. Тогда разработчики показали жаждущим фанатам буквально пару скриншотов и в общих чертах описали время действия игры. Но после четырёх лет тишины это был настоящий прорыв.

Один из ранних скриншотов Mafia II
Увы, проблемы новой игры на этом не закончились. Поглощение компанией Take-Two Interactive и превращение в 2K Czech привело к тому, что студию покинул отец-основатель Петр Вохозка. Именно он вместе с Ваврой возглавлял разработку первой «Мафии». И теперь вся ответственность легла на плечи Даниэля. Работу он продолжил, но процесс снова начал затягиваться.
В 2009, когда игра была уже практически готова, у студии появились сразу две новости. Первая — игру перенесли на май 2010 (а чуть позже ещё раз перенесли уже на август). Вторая — Вавра покинул студию после того, как боссы отвергли его сценарий к третьей части. Хотя основными причинами стали постоянные творческие конфликты вокруг Mafia II. Видение будущей игры у художника и продюсеров отличалось. И хотя саму студию такое положение дел устраивало, Даниэль выбрал свободу творчества и отправился делать Kingdom Come: Deliverance.
Закалённый в боях
Вторая часть серии вышла 24 августа 2010 года. Стилистически она продолжала традиции оригинала. Но сюжетно была совершенно новой игрой (хотя яркое камео героя первой части тут всё же было). Новый протагонист Вито Скалетта больше не был обычным работягой, вставшим на путь криминала лишь волей случая. Теперь это «идейный» мафиози, который (как и Майкл Корлеоне из «Крёстного отца») успел повоевать во Второй мировой. Кстати «армейская» миссия в игре называется The Old Country, а её действие разворачивается на Сицилии.

The Old Country за 15 лет до выхода Mafia: The Old Country
Сама история в Mafia II стала более локальной и личной. Кроме коллег по опасному бизнесу у Вито появилась обычная семья, не разделяющая его взглядов на карьеру в мафии. А ещё важную роль стали играть «призраки прошлого», которые подарили сценарию пару неожиданных сюжетных поворотов. Впрочем, история получилась более скомканной и местами не очень логичной. А где-то ещё и вторичной, если сравнивать её с первой частью.
Но главные претензии критиков были к игровому процессу. Несмотря на свою красоту, город Эмпайр-Бэй казался пустым с точки зрения побочных активностей. А сами сайд-миссии — достаточно однообразными. При том что до релиза разработчики успели наобещать игрокам кучу всего: от лицензии на оружие до покупки недвижимости. Реализовать большую часть идей не удалось. В игре остались только «уши», например, в виде открывающегося (но бесполезного) багажника у авто.

Вито пытается понять, зачем он открыл багажник, Mafia II (2010)
От игры оставалось ощущение лёгкой недоделанности. На самом деле так и было. Несмотря на 7 лет разработки, создатели многое не успели закончить. Их подвели непомерные амбиции. Сделать хотелось всё и сразу. Но западный издатель в итоге заставил собирать игру из того, что было. И почти все недопиленные механики, а также существенная часть сюжета пошли под нож.
Вопреки всему
Тем не менее, даже со всеми этими недостатками игра получилась очень крутой. Всего 77 баллов на Metacritic (что на самом деле довольно неплохо) говорят, скорее, о неоправданных ожиданиях. Негативные рецензии действительно были. Например, 4,5 баллов из 10 игре поставил настоящий мафиози, член семьи Коломбо Майкл Франчезе. Но, в целом, большинству игроков вторая Мафия понравилась. А главное, она хорошо продавалась. Тираж быстро достиг нескольких миллионов копий.

Вид на дамбу в Mafia II (2010)
В течение 2010 года для игры вышло сразу три сюжетных дополнения: The Betrayal of Jimmy, Jimmy's Vendetta и Joe's Adventures. Первые два рассказывали абсолютно не связанную с оригиналом историю киллера по имени Джимми (подозрительно похожего на Джимми Тюльпана в исполнении Брюса Уиллиса из фильма «Девять ярдов»). А вот третье прямо дополняло историю Вито Скалетты и давало возможность поиграть за его друга и сообщника Джо Барбаро.;
С точки зрения игрового процесса все три дополнения выполняли в Mafia II роль «Большой прогулки». Тут снова не было линейного сюжета, а миссии как в GTA можно было подбирать на карте, когда игроку этого захочется. Правда, реальной вариативности это не добавляло, а однообразность происходящего на экране бросалась в глаза ещё сильнее, чем в основной игре.

Маркер задания в Mafia II Jimmy's Vendetta (2010)
Возвращение на родину
Несмотря на коммерческий успех второй части, дела у студии 2K Czech шли всё хуже. В 2011 году в ней прошли сокращения. Под увольнение попали 50 человек. То есть, четверть всех сотрудников. А в 2014 году офис в Праге и вовсе закрыли. Представительство студии осталось только в родном Брно. Но главный удар был ещё впереди.
28 июля 2015 года 2K Games анонсировала Mafia III. Тогда же стало известно, что основным её разработчиком станет новая студия Hangar 13, созданная бывшим креативным директором LucasArts Хейденом Блэкменом. А 2K Czech в процессе работы над триквелом будет заниматься лишь вспомогательной деятельностью. Забегая вперёд, уже в 2017 году Hangar 13 поглотит чехов, и на этом история студии фактически закончится.
7 октября 2016 года на прилавках появилась самая противоречивая игра серии — Mafia III. С одной стороны это самая коммерчески успешная часть на сегодняшний день. Уже к 2020 году она продалась более 7 миллионов раз. С другой — её оценка на Metacritic составляет всего 62 балла. И это не тот случай, когда критики чего-то не поняли. Оценка игроков у ПК версии на том же сайте и вовсе всего 3,9 балла из 10.

Mafia III (2016) и куча денег
Забытые корни
События третьей части разработчики перенесли в конец 60-х в вымышленный город Нью-Бордо (в котором легко узнать Новый Орлеан) на юге США. Главный герой — темнокожий ветеран Вьетнама Линкольн Клей. Он знаком с криминальным миром с детства. И только участие в войне смогло его ненадолго вытащить из этого омута. Но если Вито во второй части был молодым и наивным, то Линкольн опытен и умён. Даже пуля в голову не способна его остановить.
Мир теперь стал ещё больше похож на GTA. Причём, на San Andreas. Город поделен на районы, которые заняты вражескими бандами. Все эти районы нужно зачистить, а потом захватить. Один за одним, выполняя однотипные задания. Помимо достаточно скучной рутины есть и сюжетные задания. Они интересны и оригинальны. Но открываются только после захвата определённого количества районов. Так что просто насладиться историей не выйдет. Благое намерение сделать «суперпесочницу» привело туда, куда привело.

Интересная миссия в затопленном парке развлечений, до которой ещё нужно было дотерпеть
Ещё сильнее испортило ситуацию обилие багов на релизе. Даже те механики, которые были сделаны хорошо, толком не работали. Лагал ИИ противников, сбоила графика, погода могла меняться по 5 раз в минуту. А ужасно работающие зеркала даже стали в комьюнити игроков своеобразным мемом. Большую часть проблем, конечно, быстро поправили патчами. Однако первое впечатление уже было безнадёжно испорчено.
Но главное, вопреки слову Mafia в названии, игра о чём угодно, только не об этом. То есть, мафия в игре, конечно, есть. Одну из группировок даже возглавляет старый знакомый Вито Скалетта. Плюс камео получили Лео Галанте и Джо Барбаро (который, судя по намёкам, является отцом Линкольна). Но разработчикам куда интереснее копаться в проблемах расизма, социального расслоения, политики и конспирологии. И выходит у них это даже неплохо. Но с основным посылом серии как будто сочетается не очень. Что не удивительно, ведь в Hangar 13 изначально хотели делать совершенно другую игру про холодную войну и шпионов. А «Мафию» им просто навязали.

Постаревший Вито в Mafia III (2016)
Странное дежавю
У Mafia III тоже три сюжетных дополнения. И одно из них отлично иллюстрирует проблемы игры. Речь про Stones Unturned. В нём наш герой вместе с сослуживцем воюет с наёмниками на тропическом острове и в заброшенном советском бункере. Главная задача — не дать предателю из ЦРУ передать вьетконговцам ядерную боеголовку. Звучит, как отличный сюжет для очередной Far Cry или Call of Duty. И это даже весело. Но опять же, при чём тут мафия?

Far Call of Mafia III Stones Unturned (2016)
В двух других дополнениях Faster, Baby! и Sign of the Times игроку предстоит бороться с расистами и оккультистами, что для Линкольна, в конечном счёте, одно и то же. Проходить их довольно интересно. По крайней мере, по сравнению с фармингом районов в основной игре. Но история снова будто бы из совершенно другой франшизы.
Окончательное решение
После неудачной, но крайне прибыльной третьей части, разработчики остались в некоем недоумении. Совсем бросать франшизу было бы глупо. Но и продолжать в том же духе явно было нельзя. Тогда они поступили так, как делают все большие студии в подобной ситуации. Выпустили в 2020 году ремейки старых частей. Все они получили приставку Definitive Edition и стали продаваться в одном пакете Mafia Trilogy.
Вторая и третья части в новом формате изменились мало, в основном, косметически. А вот первую — переработали полностью. По сути, это совершенно новая игра, в которой с оригиналом совпадает только сюжет (и то с нюансами). Разработчики слегка упростили его для западной аудитории, убрали скучные по их мнению моменты. Зато расширили историю семьи героя и добавили социальный контекст, например, борьбу женщин за избирательное право в начале ХХ века.
В целом, из ремейка постарались сделать противоположность третьей части. Всю «песочницу» убрали в отдельный режим. А основной сюжет сделали даже более линейным, чем в оригинале 18-летней давности. При этом, по славной традиции, многое доделать к релизу не успели. Например, общественный транспорт, которым нельзя пользоваться. Или лодки, на которых в теории можно плавать, но взять их негде. Только если спрыгнуть на одну из проплывающих по реке с моста. Есть в Mafia Definitive Edition и успешные новшества. Например, тут впервые в серии появились мотоциклы, на которых можно прокатиться.

Как похорошел Лост-Хэвен при Сальери в Mafia Definitive edition (2020)
Ремейк первой игры высоко оценили и критики, и игроки: 78 баллов и 7,6 из 10 на Metacritic соответственно. Видимо, такой тёплый приём вернул боссам Hangar 13 уверенность в себе. И уже в августе 2022 по случаю двадцатилетия The City of Lost Heaven студия официально подтвердила, что четвёртая Mafia находится в разработке.
Настоящая мафия
Сегодня, спустя 23 года и 4 части серии Mafia наконец вернулась домой. В центре истории не голливудская версия событий, а настоящая аутентичная криминальная драма. Для полного погружения в игру даже завезли озвучку на сицилийском языке (не путать с итальянским, за такое на узких улочках Палермо можно получить по голове).

Mafia: The Old Country (2025)
Отдельной благодарности заслуживает отсутствие лишнего в виде мировых заговоров, политических убийств и ядерных боеголовок. Это снова простая, но глубокая история героя, которую игроку предстоит пережить вместе с ним на фоне невероятно красивых пейзажей Сицилии. Правда, чтобы насладиться ими в лучшем качестве и с приемлемым FPS, придётся раскошелиться на новый игровой ПК или апгрейд старого. Но ради «Семьи» ничего не жалко.