8 800 500-99-26 Для звонков по России
DigitalRazor
Статьи

Кровь из глаз: самые провальные экранизации игр

27 мин
Подписаться в Telegram

Содержание

  1. Проблемы экранизаций
    1. Маргинальное положение игровой индустрии
    2. Низкие бюджеты на экранизации
    3. Слабое развитие технологий
    4. Несерьёзное отношение постановщиков
    5. Интерактивность видеоигр
    6. Беспощадная адаптация
    7. Попытка усидеть на двух стульях
  2. «Супербратья Марио» (1993)
  3. «Двойной дракон» (1994)
  4. «Уличный боец» (1994)
  5. «Один в темноте» (2005)
  6. Doom (2005)
  7. «Бладрейн» (2006)
  8. «Хитмэн» (2007)
  9. «Макс Пэйн» (2008)
  10. «Мортал Комбат» (2021)
  11. «Бордерлендс» (2024)
  12. Финальные титры

Ищете идеальный компьютер?

Мы поможем подобрать ПК под игры, работу или учебу.

Задать вопрос

Экранизация видеоигр всегда была непростой задачей для режиссёров. На пять откровенно плохих адаптаций для большого экрана приходилась одна хорошая. Это длилось десятилетиями. И лишь в последние годы мы видим, что ситуация начала меняться в лучшую сторону. Давайте вспомним худшие игровые экранизации, немного поностальгируем, а заодно преисполнимся чувством испанского стыда.

Если лень читать лонг, в нашем Telegram-канале можно полистать карточки с самыми ужасными игровыми киноадаптациями. Подписывайся, у нас там много интересного.

Проблемы экранизаций

В последнее время действительно происходит ренессанс в плане экранизации известных видеоигр (не без провалов, конечно). Успех сериала «Одни из нас» (2024), который помимо зрительских симпатий получил восемь премий «Эмми», «Фоллаут» (2024) назвали «постапокалиптическим весельем для новичков и давних фанатов франшизы», а второй сезон «Аркейн» (2024) обеспечил проекту шестое место в рейтинге 250 лучших сериалов. Даже сериал «Скрежет металла» (2023) обзавёлся фанатами.

К сожалению, успех сопровождал экранизации видеоигр далеко не всегда. И каждая киноадаптация балансировала между принятием игроками/зрителями и оглушительным провалом. Несмотря ни на что, голливудские продюсеры и режиссёры начиная с 90-х годов неутомимо продолжали играть с экранизациями виртуальных миров в «русскую рулетку». Благо, что материала было вагон и маленькая тележка.

В 90-е и 00-е вышло множество отличных игр, которые повлияли на развитие индустрии и оставили свой след в культуре. Фильмы по этим играм тоже оставили след. Правда, некоторые экранизации оставили такой след, за который режиссёрам и продюсерам стыдно до сих пор. Что уж говорить о зрителях и их психическом здоровье.

В таблице ниже представлены далеко не все кинокартины, а лишь наиболее значимые, как среди успешных (правая часть), так и провальных (левая часть). Как видите, наибольшее количество попыток что-то снять по играм предпринимали в 00-е годы (жёлтый сектор).

Фильмы по играм

Если учесть различные продолжения оригинальных фильмов, то проектов в столбце «провал» будет гораздо больше. Режиссёр Уве Болл снял ещё два фильма по вселенной игры BloodRayne. Неудачное продолжение получили Mortal Kombat, Silent Hill и Tomb Raider. Как мы уже говорили, плохие экранизации случались намного чаще, чем удачные.

Казалось бы, если режиссёр вознамерился перенести игру на большой экран ― флаг ему в руки: лор есть, персонажи прописаны, конфликт обозначен. Однако в этом и кроется проблема: очень сложно создать адекватный фильм, сохранив весь имеющийся игровой «багаж». ААА-проекты ну никак нельзя вписать в 1,5 часа без ампутации огромных кусков истории. Профессиональные кинокритики выделяют ещё несколько причин, почему киноадаптации игр получались кривыми.

Маргинальное положение игровой индустрии

Да, все эти миллионные бюджеты, престижные премии и армия поклонников были у игр не всегда. На заре индустрии отношение к играм было абсолютно несерьёзное. Где театр, литература, кинематограф, в конце концов, а где «игрульки»? Известный американский кинокритик Роджер Эберт утверждал, что «видеоигры никогда не смогут стать искусством», в своё время открыв этим заявлением «ящик Пандоры». Геймеры долгое время оставались субкультурой на отшибе, группой изгоев, коих от общего количества зрителей было немного. Собственно, что-то экранизировать для этой горстки гиков ― себе дороже. Сегодня игровая индустрия уже не настолько «пришибленная». Но чтобы создать достойный продукт, нужны деньги. Много денег.

Низкие бюджеты на экранизации

Эта причина ― прямое следствие ограниченности потенциальной аудитории. Нет смысла вкладывать в производство бешеные деньги, если смотреть будут в основном поклонники. Примеров, когда фильмы не окупали даже собственное производство достаточно. Взять тот же Doom. А две части Tomb Rider, например, кое-как окупили затраченный бюджет.

Слабое развитие технологий

Ситуацию в 90-х и начале 00-х (когда было снято много разных киноадаптаций) осложнял также невысокий уровень развития спецэффектов. Хорошая графика тогда стоила очень дорого и была не по карману авторам экранизаций. Это приводило к тому, что фильм часто становился посмешищем и невразумительным придатком к игре.

Несерьёзное отношение постановщиков

Раз в основе будущего фильма какая-та там игра, особо заморачиваться смысла нет: «тяп-ляп и в продакшен». Сегодня ситуация изменилась: тот же Феде Альварес честно провел не один час за играми по вселенной «Чужих» и только потом сел снимать «Чужой: Ромул» (2024). То же самое касается и актёров. Некоторые исполнители ролей в сериале Fallout ознакомились с игровой франшизой, в отличие от Боба Хоскинса, сыгравшего водопроводчика Марио в 1993 году. Хоскинс узнал, что фильм основан на видеоигре, от своего сына.

Интерактивность видеоигр

Игрок может влиять на что-то в игровом произведении. А массовый кинематограф ни тогда, ни сегодня на это не способен. Включаешь фильм и смотришь. Для игры эта особенность ― один из краеугольных камней. Ведь самое важное происходит вовсе не в кат-сценах, которые можно легко перенести на большой экран. Перед выходом фильма «Принц Персии» в Сети даже завирусилась шутка про геймпады: нужно ли брать на премьеру свои или там выдадут? Еще один момент ― нелинейность игры. В некоторых проектах игрок сам создаёт сюжет через принятые им решения. Такое снять невозможно.

Беспощадная адаптация

Постановщики, в попытках уложить суть игры в полтора часа экранного времени, режут историю, выбрасывая, порой, самое важное. Достаточно спросить опытного геймера, о чём игра Max Payne, и он расскажет вам о глубокой внутренней травме героя, о бегстве от своего прошлого, о нуарной драме. А для продюсеров это боевичок-середнячок. Сразу вспоминается герой из мультика «Вовка в Тридевятом царстве» (1965) и его каноническая фраза.

И так сойдёт

Попытка усидеть на двух стульях

Всё же стоит немного пожалеть постановщиков: они вынуждены балансировать между фанатами игр и обычными зрителями, которые не знакомы со вселенной какого-нибудь Warcraft или с историей убийц из Assassin's Creed. Чтобы угодить массовой аудитории, придётся расстроить поклонников игры. И наоборот. Преданные геймеры, кстати, добавляют проблем тем, что строят высокие ожидания, которым ещё нужно постараться соответствовать.

Всё перечисленное с самого начала приводило к удручающим результатам. После премьеры некоторых провальных киноадаптаций поклонники игр буквально молились, чтобы какому-нибудь режиссёру не попалась на глаза их любимая игра.

Но продюсеры и режиссёры не унимались, продолжая браться за киноадаптации, коих с 90-х было снято почти пятьдесят штук. Теперь перейдём к «шедеврам» из провального списка.

«Супербратья Марио» (1993)

Режиссеры: Рокки Мортон, Аннабель Янкель

«Это не игра» гласил слоган на постере этого по-своему культового фильма. Видимо, надпись была предупреждающей, поскольку данная киноадаптация не достигла и крохотной доли успеха оригинальной видеоигры 1985 года. Главной заслугой фильма было то, что он стал первым кинопроизведением, основанным на игре. За что был с почётом внесён в «Книгу рекордов Гиннесса».

Super Mario Bros. (1993)

Постер фильма Super Mario Bros. (1993)

Фильм не имел практически ничего общего с игрой Nintendo за исключением главных персонажей. Два брата-водопроводчика Марио Марио и Луиджи Марио случайно находят проход в параллельный мир. В подземном мире есть город Динохаттан, где живут люди-ящерицы (или рептилоиды).

Всё бы ничего, но городом правит диктатор Купа, который хочет захватить Землю, объединив её с Динохаттаном. Для злодейского плана у него есть и секретное оружие ― ружьё, выстрел из которого умножает на ноль все достижения эволюции. Проще говоря, может превратить человека в низшую форму жизни. Для победы над диктатором братьям нужен хрустальный метеорит, который, в качестве амулета носит на своей шее принцесса Дэйзи.

так плохо, что даже хорошо

Порой фильм выглядит так плохо, что это даже хорошо

Почему фильм провалился? Ну, на то был целый ворох причин. И скудный бюджет, и провальная адаптация оригинального сюжета, и неудачное балансирование между поклонниками игры и остальной аудиторией. Если бы получилось ещё чуть хуже, то экранизация расценивалась уже как уголовное преступление. Фильм подвергся шквальной критике, получил 28% на Rotten Tomatoes и 4.1/10 на IMDB.

Боб Хоскинс, исполнитель роли Марио, позднее признался в интервью The Guardian, что связаться с этим фильмом было худшей идеей за всю его жизнь: «Это был грёбаный кошмар. Весь опыт был кошмаром. Режиссёрами были муж и жена, чьё высокомерие ошибочно принимали за талант. В какой-то момент их собственный агент сказал им убираться со съемочной площадки! Грёбаный кошмар. Грёбаные идиоты».

Боб Хоскинс

Боб Хоскинс начинает догадываться, на что подписался

Ещё до начала съемок началась чехарда со сценарием. Его переписывали прямо во время продакшна, что выводило из себя всю съёмочную команду, особенно актёра Денниса Хоппера, который «попросту не понимал, почему планы всё время меняются и на съёмочной площадке творится полный бардак». Возможно именно поэтому Хоппер прикладывался к виски за компанию с актёром Джоном Легуизамо, о чём позже вспоминал последний.

Деннис Хоппер

Только Деннис Хоппер догадался разбавить съёмочный ад вискарём

Команда фильма сваливала всю вину на режиссёров Аннабель Янкель и Роки Мортона. А те, в свою очередь, перекладывали ответственность за производственный ад на продюсеров. Осложняли съемки попытки балансировать между мрачной эстетикой «Бэтмена» Тима Бёртона и развесёлой комедией с тупым шутками, а также нехватка финансирования.

Условия были не просто жёсткими. Они были чудовищными. Доходило до того, что для съёмок нам был нужен оператор на кране, но денег на эту затею просто не хватало. И подобное случалось регулярно. Это был ад.

― позже вспоминал один из режиссёров Рокки Мортон.

Весь этот бред привёл к тому, что участники съемок поливали друг-друга грязью ещё во время работы на фильмом. Тот же Деннис Хоппер, узнав, что режиссеры не дают прессе комментариев о съемках, сказал: «Это самое умное, что я от них слышал. Это единственное умное, что они действительно сделали».

Аннабель Янкель и Рокки Мортон

Режиссёры Аннабель Янкель и Рокки Мортон уверенно ведут фильм к провалу

Абсолютная непохожесть игры и фильма ― самое больное место проекта. Фанаты разнесли картину в пух и прах, а режиссёры лишь развели руками. Ну а что такого? Мы осознанно к этому шли, это не ошибка или недоразумение.

Справедливости ради стоит отметить, что снять адекватный фильм в начале 90-х по игре, где пиксельный водопроводчик бегает, разбивает кулаком кирпичи и сражается с черепахами и грибами, было действительно непросто. Но тот уровень бреда, которого удалось достичь создателям «Супербратьев» превышает все мыслимые и немыслимые пределы.

Фильм получился настолько плох, что позже стал хорош и получил статус культового. Сегодня спецэффекты, сценарные ходы, которые и в 90-ых выглядели смешно, воспринимаются уже без хейта. Скорее, это просто «кринжовый» фильм, чтобы поржать над ним с приятелями.

«Двойной дракон» (1994)

Режиссёр: Джеймс Юкич

Фильм положил начало «кунг-фу-лихорадке» в киноадаптациях игр. Спустя несколько недель после премьеры «Дракона» на экраны вышел Street Fighter, а ещё через несколько месяцев ― великий и ужасный Mortal Kombat (1995). Из всех трёх именно Double Dragon стал самым провальным.

«Двойной дракон» (1994)

Сюжет картины прост как пять копеек. Братья Билли и Джимми Ли (Марк Дакаскос и Скотт Вулф) сражаются с криминальным авторитетом Коги Шуко (Роберт Патрик), который стремится заполучить себе мощный магический медальон (ещё один медальон) под названием «Двойной Дракон». Попутно он со своими бандами кошмарит «Новый Анджелес», который после крупного землетрясения превратился в анутиутопический город порока, разрухи и криминала.

У актёра Роберта Патрика (модный блондин на фото ниже) хотелось спросить: «Мужик, зачем после фильма „Терминатор 2: Судный день“ (1991) ты снялся в „Двойном, мать его, драконе?!“». И ведь у него спросили, только позже. Бывший Т-1000 ответил: «На бумаге мне казалось, что фильм действительно может сработать. Он, эээ, на самом деле сработал не так уж хорошо».

Роберт Патрик в роли злодея Кога Шуко

Великолепно причёсанный Роберт Патрик в роли злодея Кога Шуко

Это мягко сказано, товарищ Терминатор. Несмотрибельный в плане актёрской игры и нелепого сюжета фильм собрал в мировом прокате около 4 млн долларов при бюджете почти 8 млн. А рейтинг IMDb составил всего 3,9 балла.

Почему всё получилось так плохо? Учитывая, что игра была родом из 80-х, фильм целился в молодежь, которая выросла на ней. Теоретически, это должно было сработать. Однако, всё испортила попытка охватить ещё и школьную аудиторию. В итоге, это отпугнуло старших подростков, а рейтинг PG-13 сделал фильм недоступным для малышни. А что осталось, так это нелепый внешний вид антагонистов: начиная от героя Патрика и заканчивая мускулистым Абобо и членами его банды, которые выглядят, как сборище безобидных идиотов. Это даже для 90-х был перебор.

Экранный образ босса Абобо

Экранный образ босса Абобо

Еще одна причина провала ― «головомойка» со сценарием, за который отвечали четыре человека. Получилась откровенно плохая история. Учитывая маргинальное положение игровой субкультуры, постановщикам было проще снять что-то смешное с нелепыми драками, спецэффектами и плоскими шутками. Что, в общем-то, они и сделали.

«Двойной дракон» стал попыткой создать что-то на основе более приземлённой игры. Всё же битемап ― это чуть проще, чем сантехник, прыгающий по грибам или под грибами, здесь уж кому как больше нравится.

«Уличный боец» (1994)

Режиссер: Стивен Е. де Соуза

Street Fighter была той идеальной игрой, на основе которой можно было бы снять отличное жанровое кино. Ведь аркада Такаси Нисиямы по сути была вдохновлена фильмами с участием Брюса Ли «Игра смерти» и «Выход дракона». Такой вот постмодернистский круговорот вдохновения в природе. Однако в итоге вышел не дракон, а «что попало».

«Уличный боец» (1994)

Сюжет можно особо не расписывать. Есть антагонист генерал Байсон (Рауль Хулия), который требует 20 млн долларов за кучу захваченных заложников. Есть протагонист ― полковник Уильям Гайл (Жан-Клод Ван Дамм). Последний отправляется на помощь заложникам с небольшой командой. Им предстоит тайком пробраться в самое сердце города, который выстроил диктатор Байсон, чтобы всех спасти.

«Уличный боец» (1994)

Атмосфера на съёмочной площадке царила весёлая

Против успешности картины сыграла в первую очередь классическая проблема с адаптацией оригинального сюжета, который, мягко говоря, не блещет драматичными и неожиданными поворотами. Конечно, было бы оригинально, если бы постановщики картины использовали необычный ход в стиле фильма Doom. Представьте себе: герои Ван-Дамма и Хулии встают в свои игровые стойки и начинают драться в двухмерном пространстве экрана.

Жан-Клод Ван Дамм

Жан-Клод Ван Дамм учит уму-разуму злодея Рауля Хулии

Справедливости ради, надо сказать, что часть героев файтинга на большом экране была достаточно узнаваема. Тот же Байсон, например, Кэмми, Чунь-Ли… Но несмотря на участие в проекте знаменитого Ван Дамма, Рауля Хулии и мечты подростков ― певицы Кайли Миноуг, критики обозвали ленту нелепой пародией с карикатурными болванчиками вместо главных героев.

Поклонники файтинга невзлюбили фильм за отклонения от канона: они не понимали, почему полковник Гайл вдруг стал главным героем, ведь он появился в ростере персонажей лишь во второй части игры. А главные персонажи игры Рю и Кен исполняют комичные роли второго, если не третьего плана. Причина была проста: представители Capcom очень уж хотели видеть в фильме Ван Дамма. А звезда балета хотел видеть круглую сумму за свою работу. Поэтому пришлось сосредоточиться на Гайле.

По воспоминаниям режиссёра, рабочий график постоянно скакал из-за болезни Рауля Хулии (актёр страдал раком желудка) и из-за пристрастия Ван Дамма к разного рода запрещённым веществам. «Каждый день я спрашивал, принял ли Хулия лекарства, и перестал ли Ван Дамм их принимать».

Жан-Клод Ван Дамм

Интересен выбор игровых персонажей для фильма. Режиссёр вспоминал, что Capcom хотели включить всех из списка игры, но де Соуза понимал, что это похоронит историю. Поэтому он принял решение сосредоточиться на семерых персонажах. «Недаром существуют семь гномов, семь чудес света и „Великолепная семёрка“. Семь ― то количество героев, которое аудитория может легко удержать в голове».

Карьера де Соузы начала стремительно лететь вниз как раз после выхода этого фильма. А ведь он подавал хорошие надежды как сценарист двух «Крепких орешков». Не повезло и Ван Дамму, который променял роль Джонни Кейджа в «Смертельной битве» на съемки в «Уличном бойце». В итоге, он хотя бы потискал Кайли Миноуг (у них был роман во время съёмок), а вот зрители получили от звезды боевиков 90-х гротескную актёрскую игру, которая забила последний гвоздь в крышку гроба сомнительного проекта.

Несмотря на всё это, люди шли в кинотеатры. При бюджете в 35 млн долларов фильм собрал почти 100 млн. Однако большую зрительскую любовь боевик так и не завоевал, получив оценку 4.1 на IMDb. Де Соуза как мог старался балансировать между собственной адаптацией и оригинальной игрой. Но не всегда успех зависит лишь от усилий режиссёра. Вмешиваются и другие факторы.

«Один в темноте» (2005)

Режиссёр: Уве Болл

В киношной среде «фабрики грёз» ходят слухи, что если три раза произнести имя «Уве Болл», можно вызвать Дьявола. Хотя вряд ли Люцифер рискнул бы явиться, ведь чего доброго немецкий режиссер вытащит его на боксерский ринг и нокаутирует.

Шутки шутками, но Уве Болл известен не только драками с критиками, но и внушительным списком фильмов, каждый из которых непременно проваливался в прокате. Среди кинокартин немало адаптации игр, которые тоже с треском пробивали дно. Одним из таких шедевров стал мистический триллер по мотивам серии игр Alone in the Dark.

«Один в темноте» (2005)

Уве Болл предпочёл вольную интерпретацию игры, лишь условно следуя сюжету. Детектив Эдвард Карнби (Кристиан Слейтер), бывший сотрудник Бюро 713, где он занимался изучением паранормальных явлений, противостоит демонам тьмы, освободившимся по вине горе-учёных от оков и жаждущих… чего? Просто жаждущих, судя по всему. Попутно Карнби разбирается со своими детскими воспоминаниями и с бывшей девушкой ― ученым-антропологом Эйлин (Тара Рейд). У девушки фантастическая память и она прекрасно помнит пьяные выходки бывшего.

Что могло пойти не так? Таких разгромных рецензий на фильм индустрия, пожалуй, ещё не видывала. По мнению критиков, плохо было всё: диалоги, сюжет, спецэффекты, игра актёров. Ожидать выдающегося исполнения ролей от Слейтера, Рид и Дорффа точно не стоило. Все они всегда были актёрами второго эшелона. Фильм получил 1% одобрения на Rotten Tomatoes и считается одним из худших фильмов, снятых когда-либо. Тоже своего рода достижение.

Кристиан Слейтер

Актёр Кристиан Слейтер и чупакабра

Критики писали: «Люди, у которых есть хоть что-то похожее на глаза или уши, должны избегать этой потрясающе плохой катастрофы Кристиана Слэйтера». Визуально картина действительно получилось ужасной: спецэффекты были настолько плохими, что художники тщательно пытались скрыть их в темноте. В общем-то, это не противоречит названию фильма.

Вся эта тема с древними индейцами, существами тьмы и секретными бюро ― довольно шаткая. С ней легко скатиться в полнейший абсурд. Увел Болл отлично справился с этой задачей. Впрочем, режиссёр не утонул в критике и угрызениях совести, поэтому даже не стал защищать своё творение:«Ладно, Alone in the Dark оказался плохим, я согласен».

Очевидно, что добавив в сюжет любовную линию и тему с бюро, режиссёр хотел охватить ту часть аудитории, которая не была знакома с играми серии. Но логика и атмосфера первоисточника дружно полетели к чертям. По факту, зрителей в кинотеатры Болл не привлёк, а геймеров настроил против себя. Позже фильму удалось реабилитироваться на рынке DVD, но режиссёру было уже не отмыться от позора.

Doom (2005)

Режиссёр: Анджей Бартковяк

Успех адаптации во многом зависит от понимания режиссёром того, что можно изменить, что сохранить, а что можно вырезать без особых потерь. С этим при создании фильма Doom определённо возникли проблемы.

Doom (2005)

Команда крутых морских пехотинцев отправляется со спасательной миссией в исследовательский центр на Марсе, из которого поступил сигнал бедствия. На базе учёные проводили исследования, в том числе генетические. Что-то вышло из под контроля и теперь нужно спасти персонал и результаты научных изысканий. Команда через специальный Ковчег, созданный некоей древней цивилизацией, выдвигается на Марс.

Основное влияние на фильм оказала игра Doom 3, выпущенная годом ранее. Новейшая часть франшизы отличалась атмосферой от классической игры, которая была в первую очередь динамичным шутером, а уже потом ― ужастиком. Это привело к тому, что насыщенность экшена, характерная для игр 90-х, была полностью утрачена.

Поверхностное отношение создателей пронизывает фильм от начала и до конца. Ни режиссер, ни актёры не имели даже малейшего представления, что Doom значил для фанатов игры. Актриса Розамунд Пайк, исполнившая роль доктора Сэм Гримм, честно признавалась, что «не была геймером, в игру не играла». А сценарист Уэсли Стрик заинтересовался фильмом исключительно благодаря двум сыновьям: «Мне было совсем неинтересно. Просто потому, что я ничего не знал об игре. Но у меня двое сыновей, и они были подростками, так что с их стороны было много энтузиазма». С таким подходом киноделам не удалось даже приблизительно понять магию легендарного шутера от первого лица.

Doom (2005)

Сцена от первого лица, отсылающая к оригинальным играм

Небрежность при адаптации и своевольная работа с материалом принесли свои плоды: фанаты не простили создателям вольнодумство. Понятно, что в киноадаптации нужна драма, чтобы удержать зрителя у экранов. Поэтому в фильм добавили древнюю цивилизацию, личную трагедию главного героя и какие-то семейные передряги.

Вопреки ожиданиям, фанаты не увидели монстров, которые сделали игру Doom культовой. В фильме можно наблюдать импа, зомби и видоизмененного Пинки. И на этом всё. Хотя в первоначальном сценарии был еще одноглазый Какодемон. А замена канонического портала в Ад на генетические эксперименты вообще стала ударом под дых. Получилось, что игра продвигала рациональность. Какой Ад? Какой оккультизм? Что за сказки? При этом, местами не поддаётся никакому разумному объяснению.

Doom (2005)

Дизайн монстров в фильме Doom и в игре 1993 года

Создателям не удалось толком показать даже разницу между локациями на Земле и локациями на Марсе. Отдельного внимания заслуживает вставка «от первого лица». Попыткой имитировать реальный игровой процесс Doom создатели буквально прокричали: «Вот! Мы знаем и помним игру! Мы хотели добиться сходства!». Но они лишь доказали, что кино с «этого ракурса» смотреть практически невозможно. Особенно, если пять минут действия происходят в темных коридорах. Часть поклонников заявила, что эта вставка вообще окончательно сломала хоррор-тон фильма.

Понимание того, что игры ― сложный для экранизации тип медиа, пришло к создателям позже. Тот же сценарист Уэсли Стрик писал, вспоминая ту самую игровую вставку: «В фильме мы берём вас на прогулку, тогда как в видеоигре вы находитесь за рулем. Так что это две конфликтующие и конкурирующие идеи того, что делает историю увлекательной... Возможно, поэтому видеоигры так хороши».

Doom (2005)

Проект откровенно провалился, собрав меньше своего бюджета и получив 18% одобрения на Rotten Tomatoes и лишь 34% положительных отзывов от зрителей. В защиту фильма можно сказать, что игра, знаете ли, тоже не блещет гениальным сюжетом. Все ведь помнят слова Джона Кармака, программиста игры Doom: «Сюжет в игре ― как сюжет в порнофильме. Он должен быть, но совершенно не важен». Но если для игры Doom отсутствие сюжета не стало помехой, то для фильма это уже проблема.

«Бладрейн» (2006)

Режиссёр: Уве Болл

Негативный опыт с Alone in the Dark ничему не научил Болла и он взялся за очередную адаптацию игры. На этот раз жертвой стала BloodRayne (2002). По Сети гуляют слухи, что Болл вцепился в проект, создав целых три фильма про дампиршу (человеко-вампира) по имени Рейн лишь потому, что права на видеоигру стоили дёшево.

«Бладрейн» (2006)

Главная героиня ― дитя вампира и человеческой женщины по имени Рейн. Её отец ― король вампиров Кэган. Злодей и убийца, мечтающий уничтожить человечество. Проблемы с головой привели Кэгана к тому, что он изнасиловал мать Рейн, а потом убил её на глазах дочери. Дампирша решила не спускать с рук такой беспредел и затаила на отца обиду.

Поломанная психика девочки стала благодатной почвой для предательства своего племени. Рейн вступает в общество Бримстоун, которое борется с вампирами не первый век. Заручившись поддержкой людей, дампирша выступает против своего отца. Она должна остановить его прежде, чем тот овладеет тремя органами вампира Велиала и обретёт иммунитет к людским средствам борьбы с вампирами: святая вода, распятье и солнечный свет.

Поверхностное отношение и неправильная адаптация помножились на Уве Болла. Получилось комбо, сбивающее с ног ослеплённых ужасом зрителей после киносеанса. Сам режиссёр на этот раз был воодушевлен проделанной работой.

Я думаю, что BloodRayne ― хороший фильм о вампирах. Очень кровавый. Очень сексуальный. На меня сильно повлияли старые фильмы Кристофера Ли о Дракуле.

— заявил он в интервью для Entertainment Weekly.
«Бладрейн» (2006)

Господина Болла не волновали проблемы совмещения игр и кинемотографа, куда большее значение он придавал «сиськам и расчленёнке». Фанаты игры не разглядели даже этого. На Rotten Tomatoes у фильма 4% одобрения, а рейтинг IMDb 3.0. Болл перенёс все события в 1750-й год просто потому, что ему так захотелось. И плевать на геймерские ожидания.

Трансильвания создаёт более сильную, жуткую атмосферу, чем если бы действие происходило во время Второй мировой войны.

― объяснял режиссёр.

Каким-то чудом Боллу удалось протащить в проект неплохой звёздный состав. Однако ни Майкл Мэдсен, ни Бен Кингсли, ни Кристанна Локен не помогли добиться успеха. Актёры вспоминали, что режиссёр вносил в сценарий правки на съёмках и просил импровизировать. Из Локен (Рейн) вообще сделали какую-то косплеершу из порно, а Майкл Мэдсен позже открыто называл фильм ужасным и нелепым.

Уве Болл

Уве Болл радуется своему таланту

За самонадеянность Болла фильм получил целых шесть «Золотых малин», включая премии за худший фильм, худший сценарий, худшего режиссёра и худшую актёрскую игру. Кто виноват в провале? Думаем, что ответ очевиден.

«Хитмэн» (2007)

Режиссёр: Ксавье Жанс

Лысый затылок с татуировкой в виде штрих-кода хорошо знаком каждому любителю жанра stealth action. Казалось бы, игра Hitman создана для больших экранов. Однако и здесь киноадаптация не избежала проблем.

Сюжет, мягко говоря, не блещет оригинальностью. Агент 47 (Тимоти Олифант) получает задание убить президента России по фамилии Беликов. Выполнив задание, киллер не получает оплату. Вместо этого заказчик требует устранить свидетельницу ― проститутку Воронину (Ольга Куриленко). Но это лишь предлог, чтобы заманить в ловушку и убить самого киллера. Параллельно выясняется, что Беликов выжил, поэтому перед 47-м стоит задача добить цель. Но всё усложняют Интерпол и ФСБ, висящие на хвосте. На помощь герою приходит агент Смит из ЦРУ, который помогает киллеру довести дело до конца и сбежать.

«Хитмэн» (2007)

До экранизации уже вышли три части игры. Всех их объединял подход к скрытному геймплею. Игрок незаметно устранял назначенные цели, а «тонкий» подход к прохождению уровней был желателен, но необязателен. Особенностью игр была вариативность: у киллера были разные варианты выполнения задач. Собственно это и стало одной из проблем киноадаптации.

Даже в 2007 году создатели фильмов не могли взять в толк, что интерактивность игр и «пассивность» кино ― несовместимые вещи. Что мог предложить Голливуд поклоннику игры Hitman, где каждую задачу можно решить несколькими путями? Вручить в зрительном зале пульт для голосования с вариантами выбора? Разумеется нет. Только снять средней паршивости боевик с банальным сюжетом и неубедительной актёрской игрой.

«Хитмэн» (2007)

Получилось прямо как с Double Dragon или Street Fighter: знакомые персонажи, их внешний вид, а остальное ― что-то невнятное. Оригинальный геймплей при адаптации тоже сильно пострадал. Хотя, какой тут вообще может быть геймплей? Критики зацепились за бессмысленные диалоги, чрезмерную жестокость и рваный сюжет, поставив фильму среднюю оценку 3,9/10.

«Макс Пэйн» (2008)

Режиссёр: Джон Мур

В 00-е игры становились всё более кинематографичными, что привело к стагнации сферы киноадаптаций. Утратил силу главный козырь ― возможность показать красивых персонажей фанатам в кинотеатре. Если добавить сюда небрежное отношение к первоисточникам, постоянное желание что-то вырезать или изменить, киноадаптация для режиссёров вообще превращалась в непосильную задачу. Оставалось одно ― стараться как можно ближе держаться к первоисточнику: не трогать сюжет, атмосферу и лор. «Макс Пэйн» стал первой попыткой реализовать новый подход в работе с игровыми экранизациями.

Детектив Макс Пэйн (Марк Уолберг) мстит убийцам своей семьи, сражаясь с криминальным миром Нью-Йорка. Ряд смертей в его окружении делают Пэйна подозреваемым и вчерашние коллеги теперь хотят арестовать его. Попутно полицейский расследует проект «Валькирия», связанный с дизайнерским наркотиком под названием «Валькирин», который помогает людям чувствовать себя непобедимыми.

«Макс Пэйн» (2008)

Создателям фильма попросту не удалось передать неонуарную атмосферу игры, благодаря которой она стала знаменитой. Ведь неонуар заключается не в только в приглушённых, мрачных цветах криминального Нью-Йорка. Важная роль отводилась «комиксным» вставкам, проникновенным монологам, в которых сквозила самоирония. Марк Уолберг не сумел передать харизму отчаявшегося человека, весь фильм отыграв с каменным лицом. В итоге получился не харизматичный персонаж, а блёклый и серый герой боевика категории «Б». Может быть это случилось потому что Уолберг игру перед съёмками почти не включал, доверив знакомство с ней молодому ассистенту.

«Макс Пэйн» (2008)

Что касается визуала, то в этом плане фильм чем-то похож на «Город грехов» (2005), однако лишь отдалённо. У картины Миллера и Родригеса был козырь: он визуально больше тяготел к монохромной нуарной классике. И режиссёрам удалось передать высокий контраст оригинала ― комиксов Миллера. Кстати, использовать комиксы-вставки создателей игры подтолкнул, опять же, комикс Миллера. Не сработала в этом случае и главная фишка игры ― эффект замедления времени. Зато у «Матрицы» это получилось отлично.

«Макс Пэйн» (2008)

Передать драму Муру также не удалось потому что в игре она является частью механики. Реализовать которую средствами кинематографа очень и очень сложно. Фильм набрал 16% по шкале рейтинга «тухлости» на Rotten Tomatoes. Критики сошлись во мнении, что в погоне за экшеном киноделы растеряли последовательность в сюжете, хрупкую атмосферу и адекватную режиссуру.

«Мортал Комбат» (2021)

Режиссер: Саймон Маккуойд

Противостояние Земного Царства и Внешнего Мира подходит к концу. Впереди ― десятый турнир «Смертельной битвы». Он будет последним и должен решить судьбу Земли. Согласно древнему пророчеству, «кровь Ханзо Хасаши» поможет сплотиться бойцам Земного царства против угрозы Внешнего мира, руководит которым чародей Шан Цзун. Вместо того, чтобы «колдонуть» как следует, он отправляет своих войнов уничтожить земных бойцов до начала десятого турнира.

К моменту этой киноадаптации, игра Mortal Kombat давно стала культовой, породив целую медиафраншизу. Что же касается кинематографа, то до 2021 года уже сняли два фильма. Оригинальный MK 1995 года режиссёра Пола Андерсона был весьма успешен. Неудивительно, что фанаты игры в плане визуала (костюмы и внешний облик персонажей) ждали увидеть что-то от оригинальной игры, а в плане тех же драк ― от первого фильма.

«Мортал Комбат» (2021)

В случае с МК-2021 создатели вновь столкнулись с вопросом: как снять фильм по игре, в которой толком нет никакого сюжета. Вернее, он как бы есть, но исключительно для галочки. Драки, ещё раз драки, и снова драки. Попытка в очередной раз доказала, что построить связный сюжет вокруг этих «драчунов» ― гиблое дело.

Создатели картины столкнулись с двойным спросом: нужно соответствовать игре, а также успешному первому фильму. Фанатам уже было с чем сравнивать. Поэтому персонажей Шан Цзуна и Рэйдена, например, разнесли, потому что они были не настолько харизматичны, как в первой экранизации. Что ни говори, что Кристофера Ламберта в роли Бога грома переплюнуть будет непросто.

«Мортал Комбат» (2021)

Фильм 1995 года был далеко не идеальным, но смешным. От киноадаптации 2021-го смеяться расхотелось

Что получилось у создателей картины в итоге? Вот вам один из комментариев от поклонника серии игр, который вышел из кинотеатра: «Худшее из того, что я когда-либо видел в своей жизни. В основном из-за контраста между его подачей и дорогим бюджетом. Он прямо-таки опозорил всё наследие, которое мы все любили и на котором выросли». Разумеется, нашлись зрители, которым фильм пришёлся по душе. И всё же, добиться масштабного успеха создателям не удалось.

Сценарий оказался ожидаемо плох. Но это очевидная беда всех кинофильмов, основанных на файтингах. В итоге съёмочной команде не удалось порадовать ни фанатов, ни массового зрителя. Отхватив свои 6 баллов из 10, Mortal Kombat 2021 пополнил линейку проходных фильмов по играм. Хотя, безусловно, он смотрелся значительно выигрышнее, чем его предшественник ― Mortal Kombat: Annihilation. Да и сиквел в разработку всё-таки запустили. Будем надеяться, что Карл Урбан в роли Джонни Кейджа вывезет продолжение на себе.

«Мортал Комбат» (2021)

«Бордерлендс» (2024)

Режиссер: Элай Рот

Серию игр Borderlands объединяет сеттинг научно-фантастического вестерна. Еще одной особенностью (и головной болью для киноделов) стала механика, представляющая собой гибрид шутера от первого лица и RPG. То есть, путешествуешь по мирам, озираешься по сторонам, постреливаешь и находишь вещи, которые улучшают твоего персонажа.

Сюжет фильма выстроен вокруг девочки Тины, дочери корпоративного магната Атласа. Он безуспешно разыскивает её после похищения и обращается за помощью к Лилит ― охотнице за головами. По ходу сюжета выясняется, что Тина носит в себе часть древней расы эридианцев и поэтому может открыть хранилище, где спрятаны секреты передовых технологий древней цивилизации. А это как раз и нужно Атласу.

«Бордерлендс» (2024)

События игр серии по большей части разворачиваются на планете Пандора. На её просторах проходят сражения мегакорпораций за мифические эридианские хранилища, наполненные богатствами. Во всём это мракобесии также участвуют древние монстры, бывшие заключенные и военные.

По мнению зрителей и критиков, Borderlands получился не настолько плохим, чтобы даже стать хорошим, как это случилось с Super Mario Bros. или Double Dragon. Он получился совершенно никаким, получив оценку 4.6/10 и звание самого плохого фильма 2024 года. Заменитель продукта, идентичный натуральному. Ну или совсем не идентичный.

«Бордерлендс» (2024)

Словно издеваясь над поклонниками игр и зрителями, фильм полностью соответствует своему названию ― «Пограничные земли». Он завис где-то посередине между оригинальной серией и киноадаптацией, старающейся угодить игровой публике. Вновь возникла проблема с интерактивностью. Как ни крути, а в фильме никак не передать предвкушение от сбора «лута», характерное для игры. К тому же фильм невероятно предсказуем и откровенно скучен.

Создатели растеряли фирменный юмор игры. И здесь не вытянул даже комик Кевин Харт. Получилась мешанина из отвратительно глупых шуток и клишированных ходов. Кстати, об актёрском составе: почему они все такие старые?! Этим вопросом задавались многие зрители после просмотра. При всём уважении к той же Кейт Бланшет, ей уже 55 лет. Молодящаяся милфа с ярко окрашенными волосами с трудом вписывается в проект, где главному герою примерно двадцать лет.

«Бордерлендс» (2024)

В визуальном плане проект наверняка выиграл бы, если предпочтение отдали анимации, а не фильму с живыми актёрами. Это куда ближе соответствует стилистике и общему тону игры. Но в итоге мы получили то, что получили.

Финальные титры

Разумеется, это далеко не все провальные киноадаптации. Их гораздо больше. Но всех объединяют примерно одинаковые ошибки: исковерканный оригинальный сюжет, проблемы с переносом игровых механик и особенностей на экран, режиссёрская самонадеянность и наплевательское отношение к первоисточнику. Кроме того, даже у этих неудачных киноадаптаций есть фанаты. Потому что на любое произведение обязательно найдётся свой любитель.

Давайте лучше представим, сколько всего нас ждёт впереди? Экранизации «Бог войны» от Amazon, «Мортал Комбат 2» (2025), «Братья Супер Марио в кино 2» (2026), второй сезон «Фоллаут» (середина 2026-го), «Легенда о Зельде» от Columbia Pictures и Nintendo, фильм Death Stranding от гения Кодзимы и студии А24, сериалы по сериям Horizon Zero Dawn и Assassin's Creed, а также эпическая полнометражка по мотивам Elden Ring от режиссёра Алекса Гарленда. Продолжать этот список можно ещё долго.

И всё же, не стоит ждать чудес от режиссёров и продюсеров. Лучше относиться к предстоящим сериалам и фильмам со здоровым реализмом. Не строить чрезмерных ожиданий и просто надеяться, что у киноделов всё получится хорошо. В этот раз. Ведь вслед за нынешнем ренессансом вполне могут грянуть «тёмные века». Кажется, режиссёры начали осознавать, что игры и кино ― разные формы искусства, живущие по своим правилам. И это хорошо.

Геймерский уголок DigitalRazor

Пример геймерского уголка, созданного в DigitalRazor

Хочешь оформить рабочее или игровое место в стиле любимого фильма или игры — приходи в DigitalRazor. Превратим компьютер и комплектующие в произведения искусства с помощью винила, окраски и гравировки. Напечатаем постеры и коврик для мышки с любыми иллюстрациями. Сделаем всё ярко, быстро и качественно. По промокоду MOVIEFAN скидка 5% на всё.

Геймерский уголок DigitalRazor
Компьютер DigitalRazor

Так же будет интересно почитать

DigitalRazor
Статьи
История успеха Disco Elysium и кражи студии ZA/UM

Эстонская студия ZA/UM прославилась на весь мир, выпустив всего одну игру. Это история про трёх талантливых друзей, которые прошли непростой путь от андеграундных тусовок до релиза Disco Elysium. Но в итоге лишились всех прав на своё произведение и потеряли студию.

15 мин
2.4К

Сайт использует файлы cookie и службы веб-аналитики чтобы сделать наш сайт удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.