8 800 500-99-26 Для звонков по России
DigitalRazor
Статьи

Дикая охота поиграть: история серии игр The Witcher

Как быстро летит время. Ровно 10 лет назад, 19 мая 2015 года, вышла третья часть серии The Witcher с подзаголовком «Дикая охота». По случаю юбилея давайте вспомним всю историю этой знаменитой игровой (и не только игровой) франшизы.

Если лонгриды вас пугают, можно быстро прочитать интересные факты о франшизе на карточках в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь, мы публикуем там много интересного.

Сегодня Ведьмак — бесспорный игровой феномен. Каждый геймер знает этого персонажа. На него делают косплей, про него пишут фанфики, им украшают кастомные ПК. Суммарные продажи игр серии превышают 75 миллионов копий. Но путь к успеху франшизы был не так прост, как может показаться. Ведь настоящим хитом стала только третья часть.

Один из вариантов оформления компьютера Digital Razor в стилистике The Witcher

Ведьмак до «Ведьмака»

Путь Геральта из Ривии начался в 1986 году с рассказа «Ведьмак». Его Анджей Сапковский написал для литературного конкурса в польском журнале «Фантастика». По сюжету король Фольтест нанимает охотника за нечистью, чтобы расколдовать дочь, превратившуюся в стрыгу. Если вы играли в первую часть серии, вам наверняка знакома эта история. Так что это не просто рядовой квест, а буквально дань уважения истокам.

Принцесса-стрыга в игре «Ведьмак» (2007)

На первом рассказе всё могло и закончиться. На конкурсе «Ведьмак» занял только третье место. А сам пан Анджей продолжать писать не планировал. Но на помощь пришли читатели журнала «Фантастика». Они забросали редакцию письмами, требуя продолжения истории. Обращения дошли до автора, и он всё же решился на развитие франшизы.

К середине 90-х популярность произведений Сапковского в Польше выросла. Идея создать по ним игру стала весьма привлекательной. Реализовать такой проект взялась Metropolis Software. Это была небольшая польская студия, основанная друзьями Адрианом Хмеляжем и Гжегожем Меховски. Работало в ней на тот момент всего около 20 человек. Но у них уже была пара относительно успешных игр: «Тайна статуэтки» и Teenagent.

Teenagent (1994)

Уже к 1997 году издатель стал рассылать в игровые СМИ скриншоты и описание первой игры по «Ведьмаку». Выглядело всё многообещающе. Полностью трёхмерный мир с видом от третьего лица, системой прокачки и частичной нелинейностью сюжета. Для своего времени это был весьма технологичный проект. Кстати, именно тогда игра стала называться на английском The Witcher. И это, на самом деле, не так очевидно, как кажется.

Устоявшийся перевод слова «ведьмак» (в оригинале wiedźmin) на английский появился не сразу. В качестве альтернативных вариантов использовали, например: Wiccan, Witchman и Hexer. Последний вариант — особенно успешно. Именно под таким названием на Западе вышла первая экранизация произведений Сапковского — сериал 2001 года. А придумал использовать слово The Witcher именно Хмеляж.

Сама же игра от Metropolis, несмотря на многообещающее начало разработки, так и не вышла. Причём официально её не отменили. Судя по словам разработчиков, из-за сомнений в успехе игры со стороны издателя и отсутствии ресурсов, игру просто забросили. Сама студия, впрочем, расстроилась не сильно. В 1999 году она выпустила достаточно успешную игру «Горький-17». А в 2008, по иронии, её купила разросшаяся благодаря успеху собственного «Ведьмака» CD Projekt. Студии даже удалось немного поработать над сиквелом игры про Геральта. Но всего через год после покупки Metropolis закрыли.

Так и не вышедший «Ведьмак» студии Metropolis

Разработчик несостоявшегося The Witcher Адриан Хмеляж в начале нулевых основал новую студию People Can Fly. И вскоре создал хиты  Painkiller и Bulletstorm. А об игровом воплощении приключений Геральта из Ривии индустрия забыла на долгие 5 лет. Пока в 2002 году права на разработку не выкупила другая молодая и амбициозная польская студия.

CD Projekt до Ведьмака

К началу 00-х CD Projekt по меркам польской игровой индустрии уже была достаточно успешной компанией. Но все её достижения были связаны с распространением импортных игр. Основали компанию в 1994 году Марчин Ивиньски и Михал Кичиньски. Продавать иностранные игры оба начали ещё в социалистической Польше. Правда, из-под полы.

Варшавский рынок начала 90-х (фото А. Чеховски)

Но в 1994 году в стране приняли закон об авторском праве. Поэтому, чтобы остаться законопослушными гражданами, Марчин и Михал вынуждены были легализоваться. Просто перепродавать западные игры они уже не могли из-за сильной конкуренции со стороны вчерашних коллег-пиратов.

Тогда молодые бизнесмены придумали своё уникальное торговое предложение. Они стали не просто официальными дистрибьюторами, но и локализаторами зарубежных игр. Именно CD Projekt перевела на польский мировые хиты Diablo и Baldur’s Gate. И весьма успешно. Например, их Baldur’s Gate только за первый день продаж разошёлся тиражом 18 тысяч экземпляров. Всего же было продано более 150 тысяч. Это было весьма неплохо для страны с населением меньше 40 миллионов человек.

Baldur’s Gate (1998) на польском

В 2001 году CD Projekt даже поручили портировать на ПК дополнение к Baldur's Gate — Dark Alliance. Это должно было стать их первым опытом в разработке. Ни Марчин, ни Михал раньше этим не занимались, поэтому они решили пригласить в команду профессионала. Им стал опытный польский игродел Себастьян Зелиньски.

Сам проект в итоге был отменён, но наработки пригодились в будущем. В частности, для работы над первой собственной игрой. Но сначала компания решила сформировать для разработки игр собственную студию. Так в 2002 году появилась CD Projekt RED. А Себастьян стал её фактическим руководителем.

Себастьян Зелиньски и его проекты

Дальнейшая история новой студии неразрывно связана с франшизой про Ведьмака. За все эти годы только одна игра поляков будет не по творчеству Сапковского. И это Cyberpunk 2077, вышедшая в декабре 2020, а также вышедшее спустя три года дополнение Phantom Liberty. Хотя попытки уйти «в сторону» были. Например, с шутером They, который начали разрабатывать ещё Metropolis Software, а затем попытались закончить в стенах CD Projekt RED. Увы, безрезультатно.

Встреча на Висле

Первой игрой нового подразделения мог стать вовсе не «Ведьмак». Будущий автор концепции игры про Геральта Рышард Хойновски собирался предложить проект по вселенной Warhammer. Тем более, Зелиньски уже имел опыт работы с ней, хоть и неудачный. До прихода в CD Projekt он создавал отменённую Warhammer 40K: Agents of Death.

Отменённые проект Warhammer 40K: Agents of Death

В процессе обсуждения вариантов родилась идея взять за основу мир, созданный Сапковским. Тем более, что права на производство игр после провала Metropolis Software вернулись к автору. Все сотрудники студии согласились, что это то, что нужно. Правда, как вскоре выяснится, «это» каждый понимал по-своему.

Но началось всё весьма удачно. Пан Анджей согласился продать права на производство игр за фиксированную сумму, а не за процент от продаж, о чём потом часто публично жалел. Причём сумма, которую он запросил, оказалась не слишком большой. Всего 35 000 польских злотых, что по курсу на 2002 год составляло примерно 260 000 рублей или 9000 долларов.

Анджей Сапковский грустит об упущенной прибыли

Учитывая феноменальный успех третьей части, Сапковский мог получить в сотни раз больше, если бы согласился на процент от выручки. Впрочем, жалеть его всё же не стоит. В 2018 году писатель воспользовался нюансами законодательства и потребовал от CD Projekt компенсацию в размере 60 миллионов злотых (на тот момент почти 16 миллионов долларов). До суда дело не дошло, стороны заключили мировое соглашение. Сколько именно по нему получил пан Анджей — неизвестно. Но, судя по всему, обиженным он не остался.

Но довольно о деньгах! Вернёмся в 2002 год, когда работа над «Ведьмаком» только началась. В качестве движка Себастьян выбрал IC, на котором несколько лет назад делал польский шутер Mortyr 2093-1944. Для работы над сценарием пригласили журналистов и создателей ролевых игр Яцека Комуду и Мачея Юревича. Всего на старте проекта над ним трудилось чуть больше 10 человек.

Про Геральта в качестве героя на этом этапе речи не было. Сага о Ведьмаке Анджея Сапковского к этому моменту уже закончилась. И концовка последнего романа «Владычица озера» казалась весьма недвусмысленной. Использовать охотника на нечисть из Ривии в продолжениях было сложно. Так что в CD Projekt RED решили не изобретать велосипед. Главный герой должен был стать безымянным ведьмаком, внешность которого игрок мог выбрать сам.

Первый вариант игры «Ведьмак» от CD Projekt RED

В 2003 году была готова первая демоверсия. И её повезли по издателям, но демка никому не нравилась. Отзывы были настолько плохими, что боссы CD Projekt решили полностью перезапустить проект. Спустя годы разработчики назовут причиной этой неудачи отсутствие взаимопонимания в коллективе, где каждый пытался делать какую-то свою игру. В итоге Себастьяна Зелиньского уволили, а все наработки отправили в мусорное ведро.

В поисках нужного ведьмака

Новым шефом разработки стал Рышард Хойновски. Первым делом он взялся за поиски нового движка — IC выглядел устаревшим. Популярные варианты вроде Cry и Unreal были полякам не по карману. В это же время BioWare выпустила Neverwinter Night на новом движке Aurora.

Neverwinter Nights (2002)

Со времён работы над Baldur’s Gate отношения у CD Projekt и BioWare были в порядке, так что купить лицензию на Aurora удалось без проблем. В итоге даже получилось снизить цену до 10 000 евро. Лишь немногим больше, чем заплатили Сапковскому. Правда, по словам разработчиков, переработать движок пришлось почти на 80%.

К весне 2005 года обновлённый проект начал приобретать осмысленный вид. И как раз в этот момент руководство CD Projekt внезапно уволило Рышарда Хойновски. Объективной причины на это не было, работа на первый взгляд шла по плану. Но проект решил лично возглавить Михал Кичиньски.

Кстати, именно ему принадлежит идея всё-таки сделать главным героем Геральта из Ривии. Причём, по воспоминаниям разработчиков, решил он так потому, что ему это приснилось. Тот период работы над «Ведьмаком» участники вообще вспоминают преимущественно как хаотичный и бесцельный. Во многом по вине Михала.

Рышард Хойновски, который остался в титрах «Ведьмака» только автором концепции

Постепенно работа начала продвигаться. Во многом благодаря нанятому CD Projekt Мачею Мьёнсику, ветерану польского геймдева. Именно он, наконец, наладил рабочие процессы. В 2005 году студия вообще достаточно активно нанимала новых сотрудников, осознав, что полтора десятка человек просто физически не смогут создать нормальную игру в отведённый срок. Тогда же к проекту присоединился геймдизайнер Михал Мадей. Именно при нём игра приобрела привычный нам релизный вид.  В итоге команда разрослась до 70 человек.

Долгожданный релиз

В октябре 2007, спустя 5 лет работы, CD Projekt RED всё-таки выпустила свою первую игру. И она стала хитом вопреки всем сложностям, отсутствию опыта и многочисленным ротациям в составе команды разработчиков. За первые три месяца удалось продать более полумиллиона копий. Успехом «Ведьмак» пользовался не только в Европе, но и за океаном.

«Ведьмак» (2007)

По продажам за январь 2008 года игра от польских ноунеймов заняла в США 54-е место. Подоспели и высокие оценки от прессы. Многие издания поспешили включить проект в список лучших за год. На Metacritic у «Ведьмака» 81 балл (86 у расширенного издания).

Успех вскружил головы боссов CD Projekt RED. Ничему не научившись на собственном опыте, они решились запустить сразу несколько новых проектов в новой франшизе. Не спешите удивляться, если вы о них никогда не слышали. Почти все они пали жертвами кризиса 2008 года. А если бы не пали, то превратились бы в ужас без конца.

Но кое-что из задуманного поляки успели реализовать. Вместе со студией one2tribe они наклепали многопользовательский браузерный файтинг The Witcher: Versus. Какие-то деньги создателям он, вероятно, принёс. Но уже весной 2012 был закрыт и в истории следа не оставил.

The Witcher: Versus (2008)

Большинство идей бесславно кануло в Лету задолго до релиза. И самый яркий (а скорее тусклый) пример — консольный порт «Ведьмака» The Witcher: Rise of the White Wolf.

Им занималась небольшая французская студия WideScreen Games. И хотя на словах это должен был быть просто порт, игру предстояло сделать почти с нуля на собственном движке DaVinci. В CD Projekt даже заявляли, что от ПК-версии в новом релизе останется только сюжет. Официально анонсировали проект в 2008, но уже весной 2009 его заморозили.

Французы обвинили поляков в том, что те три месяца не оплачивали их работу. Поляки же в свою очередь жаловались, что французы провалили разработку. И хотя, судя по всему, своя правда была с обеих сторон, победителем из судебной тяжбы вышла CD Projekt. А WideScreen обанкротились уже в июле. Большинство сотрудников студии перешло в Ubisoft.

The Witcher: Rise of the White Wolf (проект отменён)

Попытка номер два

С трудом прорвавшись через кризис CD Projekt RED, наконец, приняла верное решение — сосредоточить силы на одном проекте. Им, разумеется, стал сиквел. И все амбиции были направлены на него. Новый «Ведьмак» должен был стать больше, красивее и динамичнее оригинала. А для этого понадобился новый движок.

Деньги на покупку дорогой лицензии на этот раз были. Но поляки решили, что уже готовы решить проблему самостоятельно. И разработали движок REDengine. Он был не просто заточен под RPG, а буквально создавался конкретно под задачи новой игры.

Официальный анонс сиквела состоялся весной 2009 года, параллельно с информацией об отмене The Witcher: Rise of the White Wolf. Информационный фон был не самый благоприятный, но, как оказалось, поклонники всё равно ждали новую игру. Поэтому уже в ноябре на «ИгроМире» в Москве CD Projekt RED показала альфа-версию «Ведьмак 2: Убийцы королей». Презентация, правда, была закрытой. Но видео игрового процесса всё равно утекло в Сеть.

«Ведьмак 2: Убийцы королей» (2011)

В марте 2010 года студия выкатила официальный трейлер игры. А уже весной 2011, всего через три с половиной года после релиза оригинала, вышел сиквел. Только по предзаказам игру удалось продать больше 100 тысяч раз. Общие же продажи составили несколько миллионов копий. Всё ещё меньше, чем у западных ААА-игр. Но для второй игры в истории небольшой восточноевропейской компании — успех ошеломительный.

Ещё лучше дела обстояли с оценками критиков. На Metacritic у второго Ведьмака 88 баллов. Игру похвалил даже президент США Барак Обама. Во время своего турне по Европе он отметил приключения Геральта как пример вклада Польши в мировую экономику. И затем даже получил от польского премьера Дональда Туска диск с «Ведьмаком» в подарок.

Отдельного упоминания заслуживает промокампания игры. Студия решила не экономить на продвижении своего продукта, и подключила все ресурсы. Например, накануне релиза Трисс Меригольд попала на обложку журнала Playboy.

Обложка журнала Playboy с Трисс Меригольд, май 2011 года

Стало понятно, что CD Projekt RED нашли своё место в индустрии. Успех первой части не был случайностью. А будущее у студии было далеко не такое мрачное, как миры Анджея Сапковского. Но вряд ли кто-то даже в самых оптимистичных прогнозах мог предположить, что произойдёт через четыре года.

Звёздный час

Задача сделать новую игру больше и лучше предыдущих есть практически всегда. Но вставший у руля разработки третьей части Конрад Томашкевич, видимо, принял её слишком близко к сердцу. При помощи третьей версии движка REDengine решено было создать огромный открытый мир, разделённый на области, отличающиеся и по наполнению, и внешне.

«Ведьмак 3: Дикая охота» (2015)

Путешествовать по нему теперь можно не только пешком, но также на лошади или лодке. И это не просто блажь, а острая необходимость. Третий Ведьмак подарил игрокам один из самых больших игровых миров, площадь которого оценивается в 136 квадратных километров. Для сравнения, площадь Skyrim, вышедшей в 2011, примерно 37 квадратных километров.

Чтобы игрок не заскучал, путешествуя по таким просторам, точки интереса делались на расстоянии в 40 секунд пути друг от друга. То есть, буквально ни минуты без какой-либо активности. А обрамляли это всё два с половиной часа кат-сцен и 35 часов диалогов.

Реалистичные диалоги в «Ведьмаке 3» (2015)

Перед разработчиками стояла амбициозная задача. Нужно было привлечь казуальных игроков из США, не оттолкнув старых фанатов — любителей «хардкорного» гейминга из Восточной Европы. И хотя это звучит буквально как в поговорке о том, что на двух стульях не усидишь, поляки справились.

Весной 2015 года «Ведьмак 3: Дикая Охота» выходит на ПК и консолях и буквально взрывает рынок. Полтора миллиона продаж ещё до релиза, и 4 миллиона — через две недели после. На сегодня же продано уже более 50 миллионов копий, что делает третьего Ведьмака одной из самых успешных одиночных игр в истории.

Оценки критиков тоже улетели в космос. Третий Ведьмак заработал гору престижных премий за лучшую RPG, звание игры года и нереальные 93 балла на на Metacritic! Сама же студия CD Projekt RED получила почётный титул разработчика года.

CD Projekt RED получает награды за игру года и лучшие технологии на 16-й Game Developers Choice Awards

В течение года к игре вышли два дополнения: «Каменные сердца» и «Кровь и вино», а в 2017 в качестве отдельной игры выпустили карточный «Гвинт». Изначально это была просто мини-игра в «Ведьмаке 3», но она стала настолько популярной среди игроков, что заслужила самостоятельный релиз. В общем, буквально всё, что как-то касалось третьей части, превращалось в золото.

Последствия

«Ведьмак 3» вышел ровно 10 лет назад, 19 мая 2015 года, оставив огромный след в игровой индустрии. Игра завершила историю Геральта из Ривии во второй раз. И хотя соблазн сделать ещё одного «Ведьмака» наверняка был огромен, CD Projekt RED переключились на другой проект — Cyberpunk 2077. Он, хоть и обернулся технической катастрофой на релизе, всё же стал крайне успешным со временем, получил крутое дополнение, а через несколько лет обзаведётся сиквелом. А пока мы все ждём сиквел, можно украсить своё геймерское место таким ковриком с кибер-Геральтом.

Лимитированный коврик с кибер-Геральтом

Ведьмак, как казалось, свой путь в играх завершил. Но в декабре прошлого года надежды миллионов игроков оправдались. CD Projekt анонсировали четвёртую часть франшизы. Главной героиней станет приёмная дочь Геральта — Цири. И если динамика развития игр серии сохранится, нас ждёт по меньшей мере лучшая игра всех времён. Главное, чтобы её хорошенько отшлифовали перед релизом. А то может повториться ситуация с Cyberpunk 2077.

«Ведьмак 4», кадр из трейлера

Уже известно, что новую игру разрабатывают на движке Unreal Engine 5. Так что как минимум за её визуальную составляющую переживать точно не стоит. Выглядеть ведьмачий мир будет как никогда эффектно и реалистично. Наверняка CD Projekt как следует оптимизирует игру, поэтому бортового компьютера со «Звезды Смерти» для запуска «Ведьмачки» не понадобится. Но для комфортной игры при 60 FPS с ультра-настройками кое-какой запас мощности всё же пригодится.

Если ваш компьютер кашляет даже при запуске игр пятилетней давности, возможно, сейчас как раз самое время подумать про его апгрейд. А то и вовсе рассмотреть вариант покупки нового игрового ПК на процессоре серии Ryzen X3D. На что обратить внимание при сборке нового компьютера, и как это сделать самому, мы уже рассказывали в этом материале. Также есть удобный конфигуратор, где можно спроектировать сборку за пару минут. Если же вам лень погружаться во все эти нюансы, или вы предпочитаете доверить столь важный вопрос специалистам — обращайтесь в Digital Razor. Просто ткните по этой ссылке и напишите в наш Telegram-бот. Мы соберём вам новенький компьютер со знанием дела и в пределах вашего бюджета.