8 800 500-99-26 Для звонков по России
GeForce RTX 5000 для видеомонтажа: стоит ли апгрейдить видеокарту
GeForce RTX 5000 для видеомонтажа: стоит ли апгрейдить видеокарту
Олег Олегович Олег Олегович
Статьи

GeForce RTX 5000 для видеомонтажа: стоит ли апгрейдить видеокарту

9 мин

Содержание

  1. Почему сейчас?
  2. RTX 5000: преимущества
    1. NVENC и NVDEC
    2. 10 бит 4:2:2
  3. Premiere Pro
    1. RTX 5000 vs RTX 3000
    2. RTX 5000 vs RTX 4000
  4. Davinci Resolve
    1. RTX 5000 vs RTX 3000
    2. RTX 5000 vs RTX 4000
  5. Стоит ли переходить на GeForce RTX 5000?
    1. Владельцам GeForce RTX 3000
    2. Владельцам GeForce RTX 4000

Нужна рабочая станция или сервер?

Наши специалисты помогут подобрать оптимальную конфигурацию под ваши задачи — от ИИ и 3D-графики до инженерных расчётов и видеомонтажа.

Задать вопрос

Материал будет полезен тем, кто занимается видеомонтажом и подумывает над апгрейдом видеокарты для ускорения работы. Спустя почти год после релиза новой линейки графических ускорителей NVIDIA, десятки обновлений видеодрайвера и рабочих программ разбираемся: стоит ли переходить на видеокарты RTX 5000-й серии.

Почему сейчас?

Во время релиза видеокарт NVIDIA GeForce RTX 5000 на архитектуре Blackwell сложилась парадоксальная ситуация. Фактические результаты тестов были честными, но не совсем справедливыми. Особенно это актуально для профессиональных приложений для рендеринга и инструментов для работы с ИИ-нагрузками.

Причин целый комплекс. Отчасти дело в «детских болезнях», неоптимизированных драйверах и полной неготовности рабочих программ к новым видеокартам. Ситуация типична для каждого нового поколения видеокарт. Но в случае с GeForce RTX 5000 положение очень специфическое. Ведь NVIDIA сделала множество архитектурных улучшений именно для рабочих задач. При этом некоторые из них вообще впервые реализовали в видеокартах.

«Поддержка аппаратного декодирования 10 бит 4:2:2, что вообще можно считать главной особенностью 5000-й серии и знаковым моментом в истории видеокарт, пока не реализована ни в одной программе», — рассказывали мы после первого знакомства с RTX 5000 в марте 2025 года.

Тематические ресурсы опубликовали первые обзоры, отработали маркетинговые бюджеты и… всё. Сейчас эти обзоры работают больше во вред. Они вводят потенциальных пользователей в заблуждение устаревшими и некорректными данными. Самые сильные архитектурные новшества, о которых мы напомним далее, в момент релиза попросту не работали из-за неготовности соответствующего ПО. Половина программ в лучшем случае показывала результаты ниже ожиданий, остальные инструменты — вообще не запускались.

Этой статьей устраняем недоразумение и показываем, на что реально способны GeForce RTX 5000 в рабочих задачах, будучи уже зрелыми и «допиленными». На этот раз в центре внимания видеомонтаж — Adobe Premiere Pro и Davinci Resolve. На всякий случай оставим здесь ссылки на наши рабочие станции специально для Premier Pro и Davinci Resolve.

RTX 5000: преимущества

В разрезе видеомонтажа в семействе GeForce RTX 5000 NVIDIA реализовала три ключевых и очень важных улучшения:

  1. Больше кодеров и декодеров (NVENC и NVDEC);
  2. Кодеры/декодеры нового поколения;
  3. Поддержка аппаратного декодирования 10 бит 4:2:2.
RTX 5000 mediaengine

Также NVIDIA реализовала поддержку нейронного рендеринга (нейронные шейдеры). Потенциально это важная веха в развитии компьютерной графики. Её суть в том, чтобы нейросети, работающие на специальных Tensor-ядрах, непосредственно участвовали в процессе рендеринга. Если раньше тензорные ядра иногда вообще простаивали, то теперь (потом) смогут помогать. Однако, это «фишка» для будущего, так что оставим её лишь в виде краткого упоминания.

nvidia neural shader
nvidia neural shader

NVENC и NVDEC

Видеокарты GeForce RTX 5000 получили NVENC 9-го поколения и NVDEC 6-го поколения. NVIDIA утверждает, что новый медиадвижок быстрее предыдущего на 5%, а также обеспечивает на 5% большее сжатие при том же качестве изображения.

Помимо качественного, произошло ещё и количественное улучшение. Раньше кодеров было 2, теперь — 3. Декодер был один, теперь — 2. Но этим могут похвастаться не все модели видеокарт. Нагляднее в таблице:

Видеокарта Кодеров Декодеров
GeForce RTX 5090 3 2
GeForce RTX 5080 2 2
GeForce RTX 5070 Ti 2 1
GeForce RTX 5070 1 1
GeForce RTX 4090 2 1
GeForce RTX 4080 Super 2 1
GeForce RTX 4070 Ti Super 2 1
GeForce RTX 4070 Super 1 1
GeForce RTX 3090 Ti 1 1
GeForce RTX 3090 1 1
GeForce RTX 3080 Ti 1 1
GeForce RTX 3080 1 1

NVIDIA утверждает, что конфигурации с несколькими кодерами/декодерами в сочетании с более мощными GPU позволяют RTX 5090 экспортировать видео на 60% быстрее, чем RTX 4090, и в 4 раза (!) быстрее, чем RTX 3090. Это важно для специалистов, которые работают в условиях сжатых сроков.

NVIDIA RTX 5000 mediaengine

10 бит 4:2:2

Формат 10 бит с цветовой субдискретизацией 4:2:2 давно стал стандартом для профессиональных камер. Он обеспечивает оптимальный баланс между качеством картинки, точностью цветопередачи и размером итогового файла. Обычно камеры записывают видео в кодеках All-Intra или LongGOP (H.264) с тем же соотношением 4:2:2.

8 bit vs 10 bit

Главная проблема в том, что видеокарты до сих пор не умеют аппаратно обрабатывать H.264 4:2:2. В результате обработка происходит на процессоре, что в несколько раз медленнее. Единственный обходной вариант — технология Intel Quick Sync. Но она требует процессор Intel со встроенным видеоядром и связана с дополнительными неудобствами. Пользователям приходилось выбирать: либо получить «буст» от Quick Sync, но пожертвовать быстродействием в ряде сторонних программ, либо выбрать заведомо более мощный, но «глухой» к этому формату процессор AMD.

В GeForce RTX 5000 впервые реализовали аппаратную поддержку H.264 4:2:2 — по-настоящему важная веха в истории видеокарт. Больше не нужно заморачиваться с «правильным» процессором. В последних версиях Premiere Pro и Davinci Resolve эта особенность уже поддерживается.

Premiere Pro

Специалисты, использующие Adobe Premiere Pro, могут не до конца понимать, как графический процессор повышает производительность. Специально для них разработчики выпустили краткий обзор рендеринга с графическим ускорением. Это хорошая отправная точка для понимания работы видеокарты в Premiere Pro. Однако важно понимать, что создатели инструмента постоянно расширяют перечень эффектов с GPU-ускорением.

Кратко напомним: Premiere Pro использует центральный процессор для таких задач, как декодирование внутрикадрового видео и дебайеризация некоторых типов RAW-видеоматериалов. В свою очередь именно видеокарта отвечает за ускорение обработки большинства эффектов. Но только при условии, что она поддерживает кодек, битовую глубину и формат цветовой субдискретизации.

Обработка эффектов на GPU не только на порядок ускоряет процесс за счёт грубой вычислительной мощности, но и снимает нагрузку с процессора. Это, в свою очередь, высвобождает ресурсы для других функций Premiere Pro и запущенных в фоне приложений.

В этом сравнении «средний» показатель относится к агрегированным оценкам всех моделей каждого поколения GeForce RTX (серии 5000, 4000 и 3000). Мы сосредоточимся на общем результате и подчеркнём различия в производительности между разными поколениями графических процессоров GeForce RTX в задачах, связанных только с GPU. Также рассмотрим результаты LongGOP, Intraframe и RAW, поскольку эти показатели напрямую связаны с декодированием и кодированием.

Premiere Pro, в целом
Общая оценка
GPU-эффекты
GeForce RTX 5000
100
100
GeForce RTX 4000
94
90
GeForce RTX 3000
72
34
0
20
40
60
80
100

%
(больше — лучше)

Premiere Pro, кодеки
LongGOP
Intraframe
RAW
GeForce RTX 5000
100
100
100
GeForce RTX 4000
89
99
97
GeForce RTX 3000
79
97
74
0
20
40
60
80
100

%
(больше — лучше)

RTX 5000 vs RTX 3000

Переход с видеокарты GeForce RTX 3000 на GeForce RTX 5000 обеспечивает повышение общей производительности примерно на 28%. Хотя это улучшение и существенно, его может быть недостаточно, чтобы оправдать апгрейд.

Более веская причина для обновления — прирост на 66% в категории «Расширенные эффекты графического процессора». Весомый аргумент для тех, кто использует встроенные эффекты Premiere Pro с графическим ускорением для обработки отснятого материала.

Хотя GPU-эффекты важны, основная часть работы приходится на декодирование и кодирование отснятого материала. Согласно тестам, результаты LongGOP выросли на 21%. Однако этот показатель сложный, поскольку он учитывает результаты как декодирования, так и кодирования. А декодирование играет более важную роль в рабочих процессах видеомонтажа.

Для внутрикадровых кодеков, таких как ProRes и DNxHR, прирост производительности невелик — всего 3%. Это связано с тем, что их обрабатывает процессор, а производительность видеокарты оказывает минимальное влияние.

Скорость обработки RAW-форматов при сравнении графических процессоров серий RTX 3000 и RTX 5000 выросла на 26%. Это будет полезно специалистам по монтажу, которые рассматривают возможность обновления.

RTX 5000 vs RTX 4000

Переход с видеокарты серии GeForce RTX 4000 на видеокарту серии GeForce RTX 5000 обычно приводит к общему приросту производительности на 6% и улучшению обработки эффектов с графическим ускорением на 10%. Такой результат вряд ли оправдывает целесообразность апгрейда. Ну а при работе с LongGOP (H.264 и H.265) прирост немного больше — около 11%.

Davinci Resolve

Специалисты, которые работают исключительно в Resolve, важно учитывать тип отснятого материала, поскольку графический процессор не всегда помогает. Форматы RAW, такие как ARRIRAW, SONY X-OCN и Blackmagic BRAW, подвергаются дебайеризации и обработке силами видеокарты. Однако дебайеризация других форматов RAW, включая RED и Cinema RAW Light, а также внутрикадровых ProRes и DNxHR полагается на процессор и не может ускоряться с помощью GPU. Для форматов LongGOP, таких как H.264 и H.265, Resolve может использовать аппаратно ускоренные медиадвижки.

Помимо видеомонтажа, DaVinci Resolve предлагает инструменты для цветокоррекции, композитинга и анимированной графики с помощью Fusion — интегрированного приложения для создания визуальных эффектов. Fusion в большей степени использует ресурсы процессора. Поэтому пользователи, которые работают с Fusion, могут не ощутить значительных преимуществ от мощной видеокарты.

DaVinci Resolve, в целом
Общая оценка
GPU-эффекты
GeForce RTX 5000
100
100
GeForce RTX 4000
83
73
GeForce RTX 3000
69
48
0
20
40
60
80
100

%
(больше — лучше)

DaVinci Resole, кодеки
LongGOP
Intraframe
RAW
GeForce RTX 5000
100
100
100
GeForce RTX 4000
61
99
93
GeForce RTX 3000
23
98
86
0
20
40
60
80
100

%
(больше — лучше)

DaVinci Resolve, прочее
Fusion
AI
GeForce RTX 5000
100
100
GeForce RTX 4000
94
99
GeForce RTX 3000
84
81
0
20
40
60
80
100

%
(больше — лучше)

RTX 5000 vs RTX 3000

Апгрейд с карты 3000-й серии приводит к росту общей производительности в DaVinci Resolve на 27–31%. Хотя это улучшение существенно, не всем пользователям оно покажется достаточным.

Вторая диаграмма показывает увеличение результатов LongGOP на 77%. Увеличение производительности декодирования и кодирования на 77% — серьёзный результат. По нашему мнению, обновление оправдано для тех, кто постоянно работает с медиафайлами в формате LongGOP.

Как и в Premiere Pro, внутрикадровые кодеки, такие как ProRes и DNxHR, обрабатывает центральный процессор, что обеспечивает повышение производительности всего на 2%.

При работе с RAW-форматом в среднем наблюдается скромное повышение производительности на 14%. Однако некоторые форматы RAW, такие как ARRIRAW, X-OCN и BRAW, сильно выигрывают от обработки на GPU.

При использовании эффектов с GPU-ускорением карты GeForce RTX 5000 демонстрируют повышение производительности на 52%. Такой прирост точно понравится пользователям, использующим GPU-задачи, такие как шумоподавление, зернистость и цветокоррекция.

19-процентное повышение производительности в ИИ-задачах хотя и заметно, всё-таки недостаточно для оправдания апгрейда карты. Но в будущем эта цифра может сильно измениться, поскольку разработчики продолжают внедрять всё больше ИИ-инструментов.

В случае с Fusion прирост на 16% вряд ли оправдает обновление, поскольку Fusion в основном использует ресурсы процессора.

RTX 5000 vs RTX 4000

Переход с видеокарт серии RTX 4000 на модели серии RTX 5000 обеспечивает небольшой прирост производительности в районе 12–17%. Но решение об обновлении следует принимать с учётом конкретных условий использования. Для пользователей, работающих с форматами LongGOP (H.264 или H.265), ускорение на 39% делает апгрейд вполне оправданным. Для эффектов с GPU-ускорением прирост на 27% — тоже весомый аргумент.

Но задачи, которые обрабатывает процессор (Fusion и некоторые форматы RAW-видео), демонстрируют более скромный прирост. Например, во Fusion улучшение совсем скромное — всего 6%. Аналогично ситуация обстоит и с инструментами на базе ИИ.

Стоит ли переходить на GeForce RTX 5000?

Хотя «на бумаге» NVIDIA рассказала всё очень заманчиво и красиво, реальность более сурова. В итоге всё зависит от нескольких факторов: какой тип рабочих задач, какой кодек и какую модель видеокарты вы используете сейчас. Некоторые задачи ложатся на плечи процессора, поэтому апгрейд видеокарты совершенно неоправдан. 6–11% — явно не те цифры, ради которых стоит заморачиваться.

Семейcтво видеокарт GeForce RTX 5000

Наибольший эффект заметен при использовании форматов LongGOP, таких как H.264 и H.265, а также при работе с эффектами с GPU-ускорением. Прирост вплоть до 77% при переходе с RTX 3000 и до 39% при апгрейде с RTX 4000 — это уже оправданное вложение.

Владельцам GeForce RTX 3000

Стоит задуматься. За два поколения накопилось достаточное количество улучшений. Конечно, только если вы активно используете эффекты, которые задействуют видеокарту. Апгрейд оправдан даже без смещения по иерархии: переход с условной RTX 3070 на RTX 5070 сделает работу заметно комфортнее и быстрее.

Владельцам GeForce RTX 4000

Здесь ситуация не такая однозначная. Хотя с момента выхода RTX 5000 прошёл почти год, не все особенности новой архитектуры редакторы Davinci Resolve и Premiere Pro способны полноценно задействовать. Апгрейд оправдан только со смещением по иерархии на ступень, а ещё лучше — на две ступени. Владельцам RTX 4070 можно подумать над переходом на RTX 5080. А вот обладателям RTX 4080 пока рано суетиться — стоит дождаться появления следующего полноценного поколения видеокарт.

Рабочие станции DigitalRazor

Найти идеальную рабочую станцию ​​не так сложно. Ознакомьтесь с нашими решениями для разных приложений и рабочих задач. Или обращайтесь в апгрейд-центр для точечного улучшения компьютера. Если нужна помощь в адаптации системы к уникальному рабочему процессу или у вас появились вопросы, пишите нашим техническим консультантам.

1.2К

Так же будет интересно почитать

Выбираем компьютер для работы в Blender
Олег Олегович Олег Олегович
Статьи
Выбираем компьютер для работы в Blender

Blender полюбился многим за стабильное развитие и техническую поддержку. Спектр возможностей у приложения широкий: от визуализации до монтажа и рендеринга. Поэтому выбор оптимального компьютера вызывает вопросы. В продолжении цикла статей разберем системные требования и ответим, какую графическую станцию выбрать для комфортной работы.

4 мин
62.4К
3D Artist: оборудование и софт, с чего начать?
DigitalRazor DigitalRazor
Статьи
3D Artist: оборудование и софт, с чего начать?

Очень часто самой главной проблемой для начинающих художников является выбор программы для работы. Новичок просто не в курсе о преимуществах какого-нибудь 3DS Max, перед, допустим, Zbrush. Чтобы хорошо понимать разницу, необходимо чётко разделять направления компьютерной графики, а их существует немало. Но в любом случае для комфортной работы потребуется хорошее оборудование, про что дальше и расскажем.

10 мин
57.6К

Сайт использует файлы cookie и службы веб-аналитики чтобы сделать наш сайт удобнее. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с их использованием.