8 800 500-99-26 Для звонков по России
Олег Олегович
Статьи

Видеопамять.
Когда и сколько нужно?

2 мин
Подписаться в Telegram

Содержание

  1. Как работает видеопамять
  2. Но не всё так просто
  3. Наглядно
  4. Итоги

Ищете идеальный компьютер?

Мы поможем подобрать ПК под игры, работу или учебу.

Задать вопрос

Необходимое количество видеопамяти – один из вечных споров на железячных форумах. В некоторых играх её потребление доходит до 20 ГБ... когда они есть.

Механизм работы видеопамяти (далее VRAM) как биохимия – непростой и полон парадоксов. Поэтому данные о том, сколько реально нужно, часто противоречат друг другу.

Очень коротко, но с познавательным углублением, рассказываем про эту замечательную тему.

Как работает видеопамять

Самый фундамент: принципиально VRAM (GDDR) ничем не отличается от обычной оперативной памяти (DDR). Сильно больше частоты, но и задержки. Процессор такой подход не любит, а видеокарте удобно.

Плата PlayStation 5, чипы GDDR6

AMD 4800S Desktop Kit. Основана на отбраковке Xbox, чипы GDDR6

Для справки, консолей Xbox чипы GDDR6 в качестве и оперативной, и видеопамяти. Также в смартфонах и много где ещё.

В памяти хранятся данные, которые нужны прямо сейчас, или вот-вот понадобятся. В случае игр это преимущественно текстуры, в вычислениях – массивы данных в различном виде.

Любые приложения резервируют себе больше памяти, чем им нужно. Ведь лучше заранее знать, куда «складывать».

Но не всё так просто

«Бронируются» не условные 500 МБ, а сложный процент. Он зависит от общего количества видеопамяти, объёма кэш-памяти L2 и L3 у графического чипа и не только.

Да-да, у видеокарт тоже есть свои кэши, как и у процессоров. И именно поэтому карты NVIDIA требуют меньше памяти. Просто большие кэши.

Есть ещё пара важнейших факторов: кадровая частота и разрешение. Одно дело удерживать и передавать данные для «народных» 1920x1080@60 fps, другое – для 4К@60 fps.

Условная RTX 4090 обеспечивает 100 fps, а RTX 3080 в аналогичных условиях только 50 fps. Припоминаем ещё и разницу в количестве кэша и видеопамяти...

Наглядно

У RTX 4090 и RTX 3090 одинаково памяти, но разное быстродействие. Поэтому у новой модели занято больше.

VRAM usage, Cyberpunk 2077

1080p
1440p
4K
GeForce RTX 3080 (12GB)
5 800
6 100
7 100
GeForce RTX 3090 (24GB)
7 500
8 000
10 000
GeForce RTX 4090 (24GB)
9 600
10 800
13 700
0
4000
8000
12000
16000

МБ

Предыдущий график показывает, что сравнивать разные видеокарты в одной игре бесполезно. Больше fps – больше памяти занято – пока это весь вывод.

VRAM usage, RTX 3080 Ti 12GB

1080p
1440p
4K
Deathloop
10 000
10 300
11 500
RDR 2
3 900
4 200
5 100
Cyberpunk 2077 (RT OFF)
5 800
6 100
7 100
Cyberpunk 2077 (RT ON)
6 600
8 000
10 000
DOOM Eternal (RT OFF)
7 800
7 900
8 300
DOOM Eternal (RT ON)
8 200
8 200
9 100
0
3000
6000
9000
12000

МБ

Нагляднее сравнить одну видеокарту в нескольких играх. В качестве примера RTX 3080 с 12 ГБ памяти, где мощное ядро, но по современным меркам памяти средненько. В том числе оценим влияние трассировки лучей.

Итоги

Факторов, влияющих на загрузку памяти, очень много. Это ещё были тесты «в вакууме» – при идеальных условиях. Ведь могут быть проблемы и до видеокарты: нехватка оперативной памяти, медленный диск, не поспевающий процессор.

Если сказать очень кратко, на 2023 год ситуация такая:

  • Минимум – 8 ГБ видеопамяти;
  • Адекватный минимум – 10-12 ГБ;
  • Хорошо бы – 16 ГБ;
  • 16 ГБ+? – с серьёзным заделом на будущее, но нужно ли?

Но стоит помнить про перспективу. Сегодня 1080p-монитор, завтра 1440p. Сегодня такие игры, через год более «жрущие», а через 2?

396

Так же будет интересно почитать