8 800 500-99-26 Для звонков по России
DigitalRazor
Статьи

Видеопамять.
Когда и сколько нужно?

Необходимое количество видеопамяти – один из вечных споров на железячных форумах. В некоторых играх её потребление доходит до 20 ГБ... когда они есть.

Механизм работы видеопамяти (далее VRAM) как биохимия – непростой и полон парадоксов. Поэтому данные о том, сколько реально нужно, часто противоречат друг другу.

Очень коротко, но с познавательным углублением, рассказываем про эту замечательную тему.

Как работает видеопамять

Самый фундамент: принципиально VRAM (GDDR) ничем не отличается от обычной оперативной памяти (DDR). Сильно больше частоты, но и задержки. Процессор такой подход не любит, а видеокарте удобно.

Плата PlayStation 5, чипы GDDR6

AMD 4800S Desktop Kit. Основана на отбраковке Xbox, чипы GDDR6

Для справки, консолей Xbox чипы GDDR6 в качестве и оперативной, и видеопамяти. Также в смартфонах и много где ещё.

В памяти хранятся данные, которые нужны прямо сейчас, или вот-вот понадобятся. В случае игр это преимущественно текстуры, в вычислениях – массивы данных в различном виде.

Любые приложения резервируют себе больше памяти, чем им нужно. Ведь лучше заранее знать, куда «складывать».

Но не всё так просто

«Бронируются» не условные 500 МБ, а сложный процент. Он зависит от общего количества видеопамяти, объёма кэш-памяти L2 и L3 у графического чипа и не только.

Да-да, у видеокарт тоже есть свои кэши, как и у процессоров. И именно поэтому карты NVIDIA требуют меньше памяти. Просто большие кэши.

Есть ещё пара важнейших факторов: кадровая частота и разрешение. Одно дело удерживать и передавать данные для «народных» 1920x1080@60 fps, другое – для 4К@60 fps.

Условная RTX 4090 обеспечивает 100 fps, а RTX 3080 в аналогичных условиях только 50 fps. Припоминаем ещё и разницу в количестве кэша и видеопамяти...

Наглядно

У RTX 4090 и RTX 3090 одинаково памяти, но разное быстродействие. Поэтому у новой модели занято больше.

VRAM usage, Cyberpunk 2077

1080p
1440p
4K
GeForce RTX 3080 (12GB)
5 800
6 100
7 100
GeForce RTX 3090 (24GB)
7 500
8 000
10 000
GeForce RTX 4090 (24GB)
9 600
10 800
13 700
0
4000
8000
12000
16000

МБ

Предыдущий график показывает, что сравнивать разные видеокарты в одной игре бесполезно. Больше fps – больше памяти занято – пока это весь вывод.

VRAM usage, RTX 3080 Ti 12GB

1080p
1440p
4K
Deathloop
10 000
10 300
11 500
RDR 2
3 900
4 200
5 100
Cyberpunk 2077 (RT OFF)
5 800
6 100
7 100
Cyberpunk 2077 (RT ON)
6 600
8 000
10 000
DOOM Eternal (RT OFF)
7 800
7 900
8 300
DOOM Eternal (RT ON)
8 200
8 200
9 100
0
3000
6000
9000
12000

МБ

Нагляднее сравнить одну видеокарту в нескольких играх. В качестве примера RTX 3080 с 12 ГБ памяти, где мощное ядро, но по современным меркам памяти средненько. В том числе оценим влияние трассировки лучей.

Итоги

Факторов, влияющих на загрузку памяти, очень много. Это ещё были тесты «в вакууме» – при идеальных условиях. Ведь могут быть проблемы и до видеокарты: нехватка оперативной памяти, медленный диск, не поспевающий процессор.

Если сказать очень кратко, на 2023 год ситуация такая:

  • Минимум – 8 ГБ видеопамяти;
  • Адекватный минимум – 10-12 ГБ;
  • Хорошо бы – 16 ГБ;
  • 16 ГБ+? – с серьёзным заделом на будущее, но нужно ли?

Но стоит помнить про перспективу. Сегодня 1080p-монитор, завтра 1440p. Сегодня такие игры, через год более «жрущие», а через 2?