8 800 500-99-26 Для звонков по России
DigitalRazor
Статьи

История серии The Last of Us: грибное королевство Нила Дракманна

Ровно 12 лет назад, 14 июня 2013 года, состоялся релиз игры The Last of Us от студии Naughty Dog. Давайте вспомним, почему The Last of Us цепляет сильнее, чем большинство драм. За что игра получила более 200 наград, и что особенного в её сюжете и атмосфере. Рассказываем обо всём по порядку.

Если нет времени читать лонг — можешь полистать карточки с интересными фактами о серии The Last of Us в нашем Telegram-канале.

От платформера к драме

Всё началось в 2009 году. После релиза Uncharted 2: Among Thieves коллектив Naughty Dog разделился на две команды. Одна под руководством Эвана Уэллса и Кристофа Балестра заканчивала Uncharted 3: Drake's Deception (2011). А Нил Дракманн и Брюс Стрейли возглавили вторую команду, которой поручили заняться перезапуском серии Jak and Daxter (2001).

В какой-то момент разработчики поняли, что не хотят заниматься возрождением старой франшизы, а мечтают создать что-то новое. Они высказали свои идеи коллегам. Получив «зелёный свет» на производство новой интеллектуальной собственности, команда взялась за дело.

Uncharted 3: Drake's Deception (2011)

Процесс разработки

Над The Last of Us работали ключевые фигуры студии Naughty Dog: соавторы Дракманн (креативный директор) и Стрейли (гейм-директор), художник Джош Шерман, продюсер Эван Уэллс и другие. За сценарий отвечал лично Дракманн, который придумал основу игры, ещё будучи студентом университета. Он давно мечтал совместить концепцию взаимодействия двух персонажей из игры ICO Фумито Уэды с сеттингом зомби-апокалипсиса. Кстати, про гениального геймдизайнера Фумито Уэду вы можете почитать в другом нашем материале.

Нил Дракманн

В 2004 году молодой Дракманн даже предлагал свою идею знаменитому режиссёру зомби-фильмов Джорджу Ромеро в ходе студенческого конкурса. Это была история про старого полицейского с больным сердцем, который защищает от зомби девочку-подростка. К сожалению или к счастью, Ромеро не воспринял будущего геймдизайнера всерьёз.

«Я придумал очень общую концепцию про копа, который потерял дочь и потом встречает эту девочку-подростка. Им приходится вместе путешествовать по стране, между ними образуется связь. В какой-то момент он получает травмы, а ты играешь за девочку и пытаешься ему помочь. Джордж Ромеро выбрал совершенно другую идею, так что это была первая неудача моего проекта. Но меня так захватила эта концепция, что я даже захотел нарисовать графический роман. Потратил около года, чтобы написать историю из шести глав. Даже собирался сам её нарисовать. Предложил её нескольким издательствам, но они тоже отклонили идею», — вспоминает Дракманн.

Комикс по мотивам игры всё же вышел позднее. Его нарисовала художница Фэйт Эйрин Хикс на основе наработок Дракманна, а напечатало издательство Dark Horse Comics. Комикс стал своеобразным приквелом игры и рассказал читателям историю совсем ещё юной Элли. Графический роман в четырёх частях оказался настолько популярным, что пришлось допечатывать второй тираж.

Изначально проект назывался вовсе не The Last of Us, а носил название Mankind. Грибок кордицепс мог заражать только женщин, но не оказывал влияния на мужчин. Некоторые сотрудницы Naughty Dog раскритиковали такой подход, после чего концепцию решили переписать. Позднее Нил Дракманн признал свою первоначальную идею женоненавистнической и извинился. В непростое время живём. Нужно стараться всем угодить… иначе тебя просто сожрут различные активисты и другие несогласные.

Разработчики старались воссоздать на экране атмосферу глобальной пандемии максимально реалистично. Нил Дракманн тщательно изучил последствия вспышки испанского гриппа в 1918 году. Он хотел перенести в игру человеческую паранойю перед лицом неизвестной болезни, которая охватила человечество в начале XX века. Черпал вдохновение геймдизайнер также в эпидемии полиомиелита, которая произошла в 80-е годы XIX века.

При написании диалогов Дракманн старался отбросить любые высокопарные художественные обороты, отдавая предпочтение коротким и натуралистично звучащим фразам. Игра рассказывает историю выживания людей в экстремальных условиях. Поэтому здесь нет места излишней красоте или сказочности из других жанров. Зато в TLOU изначально решили заложить несколько моментов, которые воодушевляют игрока и показывают, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Например, сцена с жирафами.

По словам Брюса Стрейли, в студии тогда царил эмоциональный подъём. Все хотели сделать такую игру, в которую было бы интересно играть им самим. Создать эволюционирующую связь между двумя главными героями, заставить игроков переживать за них сильнее, чем когда-либо раньше. Сценарий писали под впечатлением от фильмов «Дорога» (2009) и «Книга Илая» (2009), разных  сериалов и комиксов. Также активно использовали нереализованные в Uncharted 2 идеи.

Брюс Стрейли

Создание образов двух главных героев Элли и Джоэла далось Дракманну непросто. Джоэл олицетворяет собой эпоху до начала пандемии, а Элли — представитель нового поколения. Она родилась уже после произошедшего апокалипсиса. Прототипом Джоэла послужил образ актёра Джоша Бролина из фильма «Старикам тут не место» (2007). Дракманн хотел сделать его молчаливым и хладнокровным в критических ситуациях.

Следующим этапом стал подбор актёров. Изначально разработчики сильно переживали, что Трой Бейкер слишком молод, чтобы исполнить роль повидавшего жизнь протагониста. Но на первых же пробах Бейкер доказал всем, что он идеально вписывается в образ. И хотя он был куда более эмоционален, чем Дракманн изначально задумывал персонажа Джоэла, его утвердили на роль практически сразу.

Работая над образом Элли, Дракман черпал вдохновения в репортажах и фотографиях из Сирии и Афганистана. Военные конфликты оказывают неизгладимое впечатление на психику детей. Именно так Элли должна была видеть окружающий её мир, полный опасностей и врагов. Актриса Эшли Джонсон неоднократно признавалась, что порой ей было очень непросто на съёмочной площадке. Эшли постоянно сталкивалась с психологическим дискомфортом. Настолько тяжёлым оказался для неё сюжет игры.

Трой Бейкер и Эшли Джонсон на съёмочной площадке

Работа над технической частью заняла несколько лет. Naughty Dog впервые полноценно использовала технологию Motion capture, поэтому Бейкер и Джонсон не только озвучивали персонажей. Они целыми днями снимались в костюмах с маркерами, выполняя монотонный захват движений и мимики. По словам создателей игры, это долгий и трудоёмкий процесс, но именно он придал персонажам ту самую живость и реализм, за которую их полюбили игроки.

Специально для игры пришлось создать новый движок на основе уже существующих наработок студии. Особый упор сделали на использование ИИ Элли и противников. Программист Макс Дикхоф позднее рассказывал, что старался представить: как бы вела себя маленькая девочка в той или иной ситуации. И на основе выводов постоянно переписывал алгоритмы её поведения. Разработчики осознанно сделали так, чтобы Элли держалась ближе к Джоэлу. В противном случае игроку приходилось её постоянно искать, и напарница ощущалась обузой.

Искусственный интеллект противников также был очень важен. Разработчики научили врагов анализировать окружение и разные ситуации. На основе произведённой оценки противник выбирал ту или иную тактику нападения на героев. Дракманн вспоминает, что у команды часто возникало желание добавить в геймплей разные «развлекательные факторы». Но разработчики били себя по рукам. Веселье попросту сломало бы сеттинг постапокалипсиса.

Чтобы сделать игру ещё атмосфернее, создателям The Last of Us нужна была подходящая музыка. Для этого в студию пригласили оскароносного композитора Густаво Сантаолалью. Ранее он написал саундтреки к «Горбатой горе» (2005), «Северной стране» (2005), «21 грамму» (2003) и множеству других фильмов.

Сотрудничество с Сантаолальей Дракманн назвал «революционным» решением для эмоционального сторителлинга игры. Композитора поразило, как игра заставляет сопереживать персонажам, и он написал меланхоличные гитарные мелодии, которые идеально подчёркивали тоскливое и одновременно напряжённое постапокалиптическое настроение проекта.

Про историю эволюции музыки в играх вы можете почитать в одном из наших предыдущих материалов.

Камео Густаво Сантаолалья в TLOU 2

К 2010 году Naughty Dog уже была известна благодаря сериям Crash Bandicoot, Jak and Daxter и Uncharted. Они выделялись ярким игровым процессом, но не глубиной повествования. The Last of Us стала поворотным моментом в стилистике проектов студии. Команда всерьёз переживала: новая разработка была гораздо сложнее в части геймплея, да и сюжет получился куда глубже, чем обычно. Неправильные решения могли обернуться неоднозначной реакцией игроков, слабыми продажами и низкими оценками. Но команда продолжала упорно трудиться, стремясь по максимуму использовать накопленные за годы работы умения и вложить в игру всю свою душу.

Релиз и первые впечатления

The Last of Us вышла 14 июня 2013 года на консоли PlayStation 3. Игра получила практически все возможные награды, а влиятельные игровые СМИ наперебой ставили ей 9–10 баллов. Сайт IGN присвоил ей максимальную оценку, назвав шедевром, да и GameSpot осыпал похвалами «уникальное приключение». По данным Sony, за первую неделю после релиза удалось продать свыше 1,3 млн копий (рекорд 2013 года) и 3,4 млн за первые три недели. К концу года суммарный тираж превысил 10 млн копий.

Журналисты признавали, что игра стала популярной благодаря захватывающему сюжету и эмоциональным персонажам. В Sony тоже не скромничали, отметив, что Naughty Dog создала опыт, выходящий за рамки видеоигр, и установила новый стандарт качества для всей индустрии. Издатель быстро смекнул, что на новой интеллектуальной собственности можно неплохо заработать. В первую очередь, выпуская ремастеры и ремейки игры для последующих консолей. А дальше — всё как в тумане…

Ремастер и ремейк: конвейер запущен

The Last of Us Remastered (2014) — ремастер оригинала для PS4 с улучшенной графикой и увеличенной частотой кадров. Новая версия поддерживала полноценное 1080p и 60 fps, получила качественные тени, световые эффекты, текстуры высокого разрешения и более детализированные 3D-модели персонажей. Также разработчики добавили в ремастер новые наборы карт и сюжетное DLC, в очередной раз порадовав поклонников и прессу.

The Last of Us Remastered (2014)

The Last of Us Part I –– полноценный ремейк первой части. Игра вышла 2 сентября 2022 года на PS5, а затем, в марте 2023-го, стала доступна пользователям ПК. В Part I графика, анимации и модели персонажей были полностью обновлены, разработчики добавили в игру расширенные настройки и новые возможности, включая фоторежим и многочисленные настройки для игроков с индивидуальными физиологическими особенностями.

Комьюнити восприняло ремейк неоднозначно. Многие похвалили улучшенную картинку и освещение, а также доработанный игровой процесс и отзывчивое управление. Но часть фанатов усомнилась в целесообразности выпуска ремейка, ведь уже вышел вполне достойный ремастер. Пользователи ПК, в свою очередь, удивились обилию багов и вылетов. Всё это выглядело странно, учитывая, что Naughty Dog обычно не выпускает настолько «сырые» продукты. Возможно, причиной проблем ПК-версии стало отсутствие у студии опыта в разработке игр для персональных компьютеров.

The Last of Us Part I (2022)

Немного забежим вперёд. После премьеры сериала  The Last of Us продажи первой части резко выросли. В США PS5-версия поднялась с 36-го на 11-е место в январском чарте NPD. А в Великобритании продажи Part I и Remastered за неделю после старта телешоу увеличились на 238 и 322% соответственно.

The Last of Us Part II: никакой жалости к фанатам

Работа над концепцией The Last of Us Part II началась почти сразу после релиза The Last of Us Remastered. Студия Naughty Dog по-прежнему работала параллельно над несколькими проектами. После выхода Uncharted: The Lost Legacy в 2017 году команды объединились в одну большую суперкоманду, которая приступила к работе над сиквелом. Проект бросал разработчикам серьёзный вызов: ведь в продолжении всегда можно испортить всё то, за что игрокам полюбился оригинал.

Концепция сиквела несколько раз менялась. В 2015 выходит Bloodborne от FromSoftware. Она очень понравилась Дракманну и остальной команде. В какой-то момент даже предполагалось, что вторая часть The Last of Us будет игрой с открытым миром и серьёзным упором на ближний бой. Но после ряда внутренних тестов от этих идей пришлось отказаться. В итоге игра стала куда более линейной, потому что так на неё лучше «ложилось» повествование.

В тот момент Нила Дракманна заинтересовала идея о «цикле насилия». Когда одно насилие порождает ещё большее насилие. В голове сценариста всё сразу встало на свои места. Чтобы «оживить» сюжет The Last of Us Part II и придать истории глубины, в 2016 году Дракманн приглашает в команду актрису и сценаристку Хэлли Вегрин Гросс. До этого она 13 месяцев работала над первым сезоном сериала «Мир Дикого Запада» от HBO. Именно Гросс решила в деталях расписать взаимоотношения главных героинь игры, а заодно продемонстрировать «разнообразие» остальных персонажей. Если вы понимаете, о чём мы. Работа над сценарием игры заняла у неё почти три с половиной года.

Хэлли Гросс, сценаристка, которой мы обязаны большей части повестки в игре

Вторую часть создавали для PlayStation 4. Возможности консоли были ограничены, поэтому разработчикам приходилось прилагать огромные усилия для воплощения некоторых идей. Нужно было выжать из консоли максимум и тщательно оптимизировать проект. То, что получилось, в очередной раз демонстрирует нам невероятное мастерство Naughty Dog.

Игра стала масштабнее и красивее, значительно улучшился интеллект врагов. Уже ставшее фирменной фишкой Naughty Dog маниакальное внимание к деталям расцвело буйным цветом. От ударов кулаками или предметами во все стороны разлетаются зубы противников. Кровь из ран пропитывает повязки и начинает капать на землю. Осколки от стёкол могут поранить противника, впившись в его кожу, а кусок разбитой бутылки вполне может зацепить и опрокинуть в полёте другой предмет. Кровавые ошмётки сочно разлетаются во все стороны, прилипая к стенам, потолку, и только потом, под собственным весом, падают. Если присмотреться, то можно увидеть грязь под ногтями Элли. Да что там грязь... у героини есть даже отпечатки пальцев! Их видно, когда девушка играет на гитаре.

Когда работа над игрой уже близилась к завершению, в неё решили добавить дневник главной героини. Он помогает игроку узнать то, что Элли иначе не рассказала бы Дине или Джесси. Кроме того, большую часть времени она проводит в одиночестве, так что дневник помогает существенно расширить историю и обогатить её деталями.

Примерно в это же время началась пандемия коронавируса. Всю команду перевели на удалёнку, а выход игры перенесли. Это очень расстроило 20-летнего хакера из Голландии. В знак протеста он взломал серверы Naguhty Dog и скачал с них сценарий игры, многочисленные видео с записью игрового процесса, а потом выложил всё это в Сеть. Он думал, что это ускорит релиз The Last of Us Part II. Но не тут-то было. Игра вышла, когда была полностью готова. А горе-хакера поймали. Но в итоге Дракманн решил не наказывать молодого человека, хоть изначально и планировал.

Сиквел оригинальной игры вышел 19 июня 2020 года на PS4. История продолжает развиваться в двух временных линиях: спустя пять лет после событий оригинала и в настоящем. В сюжет ввели нового героя — Эбби. Part II привнесла в модель повествования серьёзные изменения. Играть предстоит поочерёдно сначала за повзрослевшую Элли, затем за Эбби, а потом снова за Элли. Тема мести и моральной двусмысленности пронизывает весь сюжет, как и планировал Дракманн.

Но самая большая неожиданность для поклонников оригинальной игры заключалось в крайне тяжёлом эмоциональном сюжетном повороте практически в самом начале игры. Думаем, вы прекрасно понимаете, о чём идёт речь. Спойлерить на всякий случай не станем. Многие игроки оказались совершенно не готовы к подобной безжалостности со стороны сценаристов Naughty Dog и обрушились с критикой на Нила Дракманна. Разработчикам и актёрам открыто угрожали в Сети. Некоторые особо агрессивные фанаты даже стали фигурантами уголовных дел.

Дракманн так описал вторую часть: «Мы хотели рассказать новую историю, затрагивающую сложные темы и бросающую вызов игрокам».

Несмотря на разногласия относительно сценария, релиз игры был знаковым. Критики были в полном восторге. Как и большинство игроков, которые смогли принять неожиданный сценарный ход и некоторых противоречивых персонажей. За первые выходные Sony продала более 4 млн копий, установив тем самым рекорд самой быстро продаваемой эксклюзивной игры PS4. К лету 2022 года общий тираж превысил 10 млн копий.

Стрейли и Дракманн в один голос отмечали, что сложное и «зрелое» повествование нашло отклик у большинства: «Мы чрезвычайно гордимся тем, что смогли рассказать нашу историю… И постоянно поражаемся тому, насколько вас вдохновляет сюжет сиквела». Part II собрала множество наград, включая «Игра года» на The Game Awards 2020. Но также стала поводом для бурных дискуссий о «токсичности» фанатского сообщества и роли эмоционального сюжета в играх.

Экранизации

Если вы думаете, что сериал The Last of Us — первая попытка экранизации игры, то вы ошибаетесь. В 2014 году в производство запустили полнометражный фильм, который должен был срежиссировать Сэм Рэйми (трилогии «‎Зловещие мертвецы» и «‎Человек-паук»). Проект попал в настоящий производственный ад и в 2016 году его отменили. Дракманн позднее объяснил это тем, что всему виной были творческие разногласия. Продюсеры хотели снять дорогой блокбастер с обилием экшен-сцен, а он настаивал, чтобы фильм больше напоминал глубоко эмоциональное независимое кино.

Ещё одной попыткой экранизировать сюжет первой игры мог стать короткометражный анимационный фильм, над которым работала студия Oddfellows. Это должен был быть 20-минутный пересказ истории, который игроки могли бы посмотреть перед началом Part II. Своего рода «ранее в The Last of Us» или сюжетный мостик между двумя играми. Но качество работы аниматоров не устроило продюсеров Sony, поэтому создание анимационного фильма свернули.

В январе 2023 года состоялась премьера сериала The Last of Us на канале HBO. Над проектом работали креативный директор игры Нил Дракманн, а также сценарист и режиссёр Крейг Мэйзин (сериал «Чернобыль»). Дракманн лично участвовал в написании сценариев всех девяти эпизодов первого сезона, а Сантаолалья совместно с Дэвидом Флемингом  отвечали за саундтрек.

Телесериал The Last of Us (2023)

Для экранизации сценарий специально адаптировали, сохранив основные сюжетные арки, но расширив истории второстепенных персонажей. Например, подробно рассказали про отношения Билла и Фрэнка. Российский зритель воспринял этот эпизод противоречиво. Что неудивительно. Сериальный формат позволил добавить в историю новые сцены и детали, при этом сохранив узнаваемость ключевых сюжетных моментов оригинальной игры.

Сериал The Last of Us привлёк внимание почти 40 млн зрителей в США за первые два месяца. В среднем около 32 млн на эпизод –– это рекордный дебют сериала в истории HBO. Шоу получило восторженные отзывы критиков и зрителей, выиграло множество премий, включая восемь «Эмми» за 2023 год, и активно обсуждалось в медиа. Но были и весомые минусы.

Главным недостатком сериала фанаты считают выбор на роль Элли актрисы Беллы Рамзи. Она совершенно не похожа на главную героиню игры и обладает довольно специфической внешностью. Мемы и насмешки про её актёрскую игру и самый крупный мискаст продюсеров телешоу буквально наводнили интернет. Но Дракманн считает выбор вполне оправданным. По его мнению, актёры не обязательно должны повторять внешность персонажей из оригинальных игр.

Заключение

Серия The Last of Us прошла долгий путь от идеи обычного студента до настоящего культурного феномена. Серия наглядно доказала, что видеоигры могут рассказывать взрослые и драматические истории. А разработчики оказались достаточно смелыми, чтобы шокировать своими решениями фанатов, прекрасно понимая, что в итоге столкнутся со шквалом критики. Оправданы ли подобные сюжетные повороты — сложно сказать. Но ясно одно: сиквел игры никого не оставил равнодушным. Ни преданных фанатов, ни прожжённых хейтеров.

На горизонте уже виднеются новые проекты студии Naughty Dog. Один из них — Intergalactic: The Heretic Prophet. Второй же пока не был анонсирован официально, так что придётся запастись терпением. Но фанаты надеются, что в глубинах студии уже работают над концепцией Part III. Даже несмотря на то, что Дракманн всячески отмахивается от этой идеи и открыто заявляет, что ждать продолжения не стоит. Время покажет: говорил ли он всерьёз или лукавил. Никто не отменял и давления со стороны продюсеров Sony, которые захотят заработать на третьей части игры. Ведь франшиза приносит издателю огромные деньги.

Напомним, что вот тут и тут можно приобрести замечательные постеры и огромные коврики для мышек с артами из The Last of Us. А ещё можно нанести на корпус ПК изображения любимых персонажей. Примеры наших работ — на фотографиях ниже.